СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я хочу рассказать о возможностях использования приемов театрализации на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем доброго дня! Уважаемые коллеги, позвольте представиться

Меня зовут Киреева Розалья Николаевна. Работаю учителем начальных классов в школе №1. Я хочу рассказать о возможностях использования приемов театрализации на уроках в начальной школе, которые я использую на своих уроках для развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

В своей практике я не использую словосочетание «театр на уроке», потому что это связано с

репетициями, подготовкой декораций, костюмов. Считаю, что лучше

использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае

подменять развлекательной постановкой, а введение элемента театрализации

привлечет внимание к изучаемому литературному произведению. развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Театрализация — отличный способ повысить интерес учеников к изучаемой теме. Причём использовать её элементы можно на любых предметах, а не только на литературе и истории, как может показаться на первый взгляд.

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Уровень запоминания учащихся зависит от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему.

Для этого учителю необходимы знания новых педагогических технологий, эффективных форм организаций образовательного процесса, активных форм методов обучения

Один из таких методов является Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Изучив интернет ресурсы, публикации и познакомившись с опытом работы Александры Петровны Ершовой , кандидата педагогических наук, ведущего отечественного специалиста в вопросах педагогики искусства и театральной педагогики. Мною на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира, используется ряд упражнений, видоизменённых, переработанных, адаптированных под индивидуальный класс.

Игра “Живая грамматика”

В таких играх учащиеся представляют различные части речи или грамматические конструкции в виде живых персонажей. Например, существительные могут быть представлены учениками, которые носят на себе ярлыки с названиями предметов, а глаголы – учениками, которые демонстрируют действия. На уроках в течение нескольких минут можно использовать такой прием как диалоги 2-3 частей речи, 2-3 орфограмм. Таким образом повторяются правила правописания. Также при изучении темы «Части речи» можно дать следующее задание на дом: напишите сказку о той или иной части речи, учитывая ее морфологические признаки. Такие задания ребятам нравится, и теоретический материал уже не вызывают затруднений.

При изучении темы «Диалог» ребятам дается задание составить диалоги на различные темы, а затем их проиграть. Например, они могут представить себя в роли покупателя и продавца, пациента и врача, или путешественника и гида.

Сценически-игровые упражнения

Написать монолог или диалог от имени персонажа. Такую форму можно использовать на уроках не только гуманитарного, но и естественно-научного цикла: попросить учеников включить воображение и написать монолог от имени кислорода, природной зоны или диалог циклона и антициклона.

Ролевое прочтение текста

Самый простой приём, который не требует предварительной подготовки. Обучение выразительному чтению начинаем с показа образца чтения учителем или прослушивания аудиозаписи мастеров слова, сравнения вариантов, выбора наиболее удачного и последующего «подражательного» чтения. Чтение по ролям начинается с перевоплощения в того героя, за которого ребенок будет читать. Обращаем внимание детей на интонацию, речь, жесты, мимику персонажа. Чтение стихотворения ребёнком с элементами театрализации способствует не только его осмыслению, но и запоминанию

Так, на уроке русского языка при работе со словарными словами проводится театральная игра «Печатная машинка». Суть игры состоит в следующем: буквы алфавита распределяются между детьми. Задаётся слово или фраза, и все буквы – участники слова – встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. Вместо букв, это могут быть целые слова, строки из стихотворений, которые необходимо «расставить» по местам. Такую же игру проводим на уроках математики при устном счете. Учащимся присваиваются цифры от 0 до 9. Учитель задает пример, а учащиеся должны сосчитать и «напечатать» правильный ответ. «Печатная машинка» – игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины и сопровождаться лишь жестами или действиями. Такие игровые упражнения задействуют все виды памяти и оказывают эмоциональное воздействие.

Тренируя детей в устном счёте, играем в «волшебную палочку». Эта игра располагает к доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причём выполняемая учеником математическая операция в условиях этой игры проводится в форме молчаливого диалога. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Волшебные свойства «палочки» используем и для «превращения слов», изучая части речи, состав слова, грамматические категории.

Такой элемент театрализации, как инсценирование, широко применяется в школе при изучении басен И.А. Крылова, отрывков сказок и рассказов. Сначала мы начинаем разбираться, что представляет собой место действия (будущая сцена), где находятся дети, что они делают. Затем обсуждаем, как герои произносят свои реплики.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

«Кто я?» поиграем с вами уважаемые коллеги. Ученик в образе персонажа рассказывает о нём. Одноклассники угадывают, кто он. Для большего интереса можно использовать костюм или характерные атрибуты персонажа. Но можно обойтись совсем без них и ограничиться лишь интонацией, мимикой и подобными средствами выразительности. Этот приём, как и предыдущий, можно использовать практически на любых уроках, если не ограничивать фантазию ребят.

Метод театрализации прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, но и учителя литературы в своей практической деятельности. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

Рефлексия. Прочитайте пожалуйста вопросы Анкетирования и ответьте себе «да» или «нет». Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы стоит задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися и задастся вопросом - Являюсь ли я вдохновителем к обучению?

Слайд 20

Закончить выступление хочется притчей:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

13.03.2025 11:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП