СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я – учитель!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся гордость учителя в учениках,

в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

1 сентября я вновь встретилась со своими ненаглядными учениками и мне опять придётся пройти вместе с ними все круги сладко-тревожного ада. И мне в который раз придется быть и нежной женщиной, и добрым философом, и плачущей ивой, и железным полководцем, и хитрым царедворцем, и стихийным психологом, и обывателем с семечками, и человеком-оркестром, и кокеткой, и умудрённым опытом старцем…

И всё это для того, чтобы верили, чтобы любили, чтобы не пустить детей в никуда и не показать им своей несостоятельности, чтобы дать им возможность обжечься и уберечь от ожогов, чтобы помнить ИХ и разбудить трепетную и светлую память в НИХ. И мне придётся в который раз отказаться от взрослой уверенности в собственной правоте и непогрешимости и вести вечную работу маленькими шажками.

Все начинается с понимания, пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать много такого, что будет так важно для них и так естественно и радостно для меня. Понимание ведёт к прощению, а потеря нити понимания порождает гнев. Знать и понимать детей – это постоянное вглядывание и внимательное изучение детей в их разнообразных проявлениях: взгляд, дело, слово, улыбка, крик – все требует следовательского интереса и писательской дотошности.

Я знаю, что педагогу, пока тебя не полюбили, нельзя ошибаться. Я также знаю, что если ты забыл своё детство и не способен к ребячеству или хотя бы к доброй улыбке в ответ на сумасбродство, то в школе тебе не место.

Иногда кажется, что я знаю, чувствую, понимаю так много, что имею право подсказать, посоветовать, взять на себя боль и переживания, но всё это бесполезно, потому что нельзя воспитать человека, проживая за него жизнь, решая его задачи, загораживая его постоянно от поворотов судьбы.

День за днем я прихожу к своим ученикам, общаюсь с ними, делюсь мыслями и опытом, отдавая этим юным созданиям все свои знания и умения. Открывать новое в обыденном, видеть глубокое в простом, замечать удивительное в скучном, постигать непостижимое — вот то, чему я пытаюсь научить своих воспитанников. Именно поэтому я считаю своим педагогическим кредо фразу: «Не бывает скучных дел — бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!» Мне кажется, что педагогическое мастерство как раз и заключается в умении увлечь учеников работой, пусть даже самой скучной и кропотливой.

Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления». Но как это можно применить на практике? Приходить на занятие в рыжем парике и клоунских ботинках, надеясь, что это-то точно заинтригует любого? Да нет же, для этого существует масса нетрадиционных форм занятий, позволяющих изжить скуку, рутину, разбудив, наоборот, интерес и стремление к деятельности.

Для меня очень важно, чтобы каждое занятие проходило под таким углом, когда любое привычное становится удивительным. Да, именно удивительным, так как хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное, поиск и создание которого может удерживать интерес ребенка в течение длительного времени.

А если на занятии к созданию удивительного еще добавить фантастическое, то вообще создается необычная атмосфера: перемещение из реального в волшебное. И вот то, что буквально пять минут назад не вызывало никакого интереса, превратилось во что-то загадочное и сказочное, а это уж точно вызывает бурю эмоций и восторг.

Каждый день, прожитый совместно с моими учениками, их горящие глаза побуждают меня к поиску нового, к творчеству, профессиональному росту и саморазвитию. Мне хочется найти новые подходы, методы, способы, сделать одно занятие не похожим на другое, заинтересовать и мотивировать ребят.

Первое время в роли учителя я себя видела как бы со стороны: я оценивала себя, делала себе замечания и вносила коррективы в аккуратно написанные поурочные планы. Я вела классически безукоризненно выстроенные уроки и красивым почерком без помарок аккуратно выписывала страничку за страничкой. Теперь я вспоминаю об этом с улыбкой. Выпустив своих первых старшеклассников, я поняла только одно — учитель есть один — жизнь, а мы все так и будем учениками. Чем старше я становилась, чем больше накапливался опыт, тем больше моя книга становилась похожа на черновик, испещренный помарками, рисунками на полях, пометками и закладками. Я взрослела вместе с моими учениками. В этом процессе проб и ошибок постепенно и приходили ответы на вопросы: почему, как и зачем.

Уроки уже не были похожи друг на друга, записей в книге становилось все больше. Из ежедневника она постепенно превращалась сначала в книгу, а затем в собрание сочинений. Я научилась не просто планировать свои уроки, а моделировать саму систему знаний и умений моих учеников.

В сущности, что такое урок? Это целых 45 минут непрерывного обмена: знаниями, умениями, информацией, энергетикой, чувствами и эмоциями. В чем задача любого учебного процесса? Разве только передаче и получении знаний? Конечно же, нет! Любые знания будут лишь мертвым грузом, пока они не реализованы: не применены в жизни и не принесли своих результатов! Отсюда и вытекает некая цепь правил, которая помогает не растерять и не растеряться. Я учу детей умению правильно и красиво думать, говорить и записывать придуманное и сказанное. Именно общение в наше время является главной движущей силой! Человек, не умеющий пользоваться всеми ресурсами языка и не имеющий солидного багажа начитанности, обречен на провал. Язык, данный нам с рождения, должен быть живым инструментом успешности; а опыт поколений, описанный в литературе, нужно использовать для исправления погрешностей на пути к совершенству. Отсюда и вытекают самые важные задачи, которые я поставила перед собой и старательно решаю из года в год, добиваясь нужного результата.

Во время знакомства с поучительными, высоконравственными рассказами Анатолия Алексина в начале урока задаю такой вопрос: «Как Вы думаете, чего автор ждёт от читателей?». Ребята отвечают на вопрос письменно, а затем зачитывают (по желанию) всему классу свои небольшие заметки. Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, стать «соавтором», попытаться понять, чего же, действительно, ждёт автор. А вот размышление «Моё отношение к герою» ученики пишут уже после обсуждения произведения или дома. Иногда предлагаю ребятам закончить произведение иначе, чем автор, или закончить (продолжить), например, заглавие рассказа «А тем временем где-то…». Тем более что А.Алексин предлагает нам многоточие в конце заглавия. Закончив читать произведение А.Алексина «Безумная Евдокия», предлагаю ребятам написать дневник одного дня одного из героев произведения.

После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Письма от имени главных героев А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заслуживают восхищения. Проблемное задание: Вы – Онегин, который только что получил письмо Татьяны, в котором она объясняется в любви Вам. Напишите ответ Онегина «от голоса сердца» или «голоса разума». Удивительные открытия совершают мои девятиклассники. Многим ещё незнакомо чувство влюблённости. Но как искренне, по-настоящему они об этом пишут! А некоторые даже в стихах!

Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя — быть скучным», и это действительно так: неинтересный педагог не сможет увлечь ребенка, повести его за собой по дороге открытий и свершений.

И вот я опять спешу туда, где очень трудно, но интересно, где хлопотно, но познавательно, где шумно, но удивительно. Туда, где понимают, что ребенок — это «факел, который нужно зажечь».

29.08.2018 09:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!