СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе « Я—учитель начальных классов»
Я, Грибунова Марина Александровна, работаю учителем начальных классов в государственном учреждении образования «Ботвиновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа». Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Имею высшее образование.
Почему я выбрала эту профессию?
Задумываясь над этим вопросом, я сразу вспоминаю любимую первую учительницу: Моторину Нелли Ильиничну. Она была моей первой учительницей. Как же я её любила! Для меня она была самой красивой, доброй и справедливой. Глядя на неё, я мечтала сама проверять тетради и ставить отметки.
В своей работе исхожу из того, что стратегической задачей начальной школы является повышение качества образования. Её решение требует грамотного управления этим процессом с точки зрения регулирования качества образования. Сегодня важно знать не просто результат усвоения, а ход этого усвоения, трудности, с которыми сталкивается ребенок, и то, какая помощь ему необходима. Управлять качеством обучения, корректировать образовательный процесс так, чтобы он приводил к запланированному результату.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.
Я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на уроке, а жить в нем.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно, поэтому урок я стараюсь построить так, чтобы дети сами могли определить тему и цель урока и определить для себя критерии успеха, потому что это способствует развитию навыков саморегуляции.
Работая в парах или группах, происходит процесс общения со сверстниками, обмен опытом, информацией, развиваются интеллектуальные способности ученика, у ребёнка развиваются навыки говорения, аргументации, дети осознают то, что есть другие идеи, учатся поддерживать беседу и задавать вопросы. Развивая критическое мышление детей, на стадии вызова на уроке я использую «мозговой штурм», приём «ассоциации». Я задаю детям вопросы более высокого порядка и учу детей задавать глубинные вопросы, которые побуждают к анализу, синтезу и оценке. Я считаю важным не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз,
упражнения для развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены. Я считаю, что это шаги в правильном направлении.
Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Погружаясь на уроке в учебную среду, учащиеся имеют возможность организовать свою учебную деятельность.
Поощряю стремление ученика находить свой способ выполнения самостоятельной работы. С классом анализируем различные способы выполнения заданий, выбираем и осваиваем наиболее рациональные. Создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, найти самовыражение. Часто предлагаю детям самим выбрать задания, различные по содержанию, виду и форме. Дифференцированный подход создаёт ситуацию успеха в обучении и развитии каждого ученика.
Качество результата подобной работы одинаково зависит как от деятельности каждого ученика, так и от слаженности действий всего класса в целом. При проверке знаний учащихся организую самоконтроль, взаимоконтроль, анализ ответа товарища и его оценивание.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процессе обучения интересным, активизировать школьников, даёт для учеников дополнительные возможности в самостоятельном получении информации.
В использовании ИКТ в начальной школе я применяю следующие составляющие учебной деятельности:
познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого использую презентации, информационно-обучающие программы, видеофильмы.
отработка конкретного алгоритма для создания определённого навыка. Для этого использую тренажёры.
самостоятельная работа на ПК, направленная на усвоение материала, а также на обеспечение контроля усвоения разделов определённой темы.
контролирующая деятельность. Для этого использую тесты.
Для работы я заранее создаю файлы, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы.
Я использую презентации в учебном процессе как на отдельных этапах урока, так и в качестве целого урока. На основе изобразительного ряда легче «включить» образное мышление, запомнить, сопоставить, способствуя целостному восприятию учебного материала. Для активизации работы учащихся я применяю занимательные формы: викторины по словарным словам, игры на устном счёте по математике, тексты-тренажеры, задания для развития познавательных процессов.
Компьютерные технологии предоставляют мне неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Использование презентаций-конспектов при изучении орфографических правил, опорных схем при решении задач помогает при организации самостоятельной работы на уроках. Составляю большое количество карточек для «орфографических пятиминуток», устного счета, словарных диктантов (тексты с ошибками, с выбором букв, с «окошками»), проверочных работ по всем предметам и ключевым темам. Собрала и составила «богатую» коллекцию тестов для тренировки, отработки умений и проверки знаний учащихся.
Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.
Использование ИКТ помогает мне создать урок интересный, результативный, творческий, богатый наглядными и слуховыми пособиями, который активизирует работу учащихся на уроке и снижает физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивает их познавательные способности и активность.
Посвятив себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.
© 2017, Грибунова Марина Александроана 387