СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра - это универсальное средство, помогающее учителю превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие, потому что это близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно.
Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация. В игре активизируются психологические процессы участников деятельности: интерес, запоминание, внимание, мышление и восприятие. Включение в урок игровых приемов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Ролевая игра «Я сочинитель»
1. Сочинить мелодию, опираясь на поэтический текст, приближая ее к «мелодии» стихотворения. 2. Сочинить мелодию в определенном стиле, жанре, форме (старшие классы), образе (младшие классы) или на заданный текст.
Словесное рисование.
Учащиеся создают литературный портрет героя музыкального произведения (желательно коллективно, добавляя свои эпитеты для характеристики образа) или сочиняют, в котором описывается сюжет музыкального произведения. Использую активно в теме «Музыка и литература» 5 класс.
Игра – импровизация.
Домыслить и разыграть песню, которую разучиваем.
Игра «Цвет и звук» (цветное моделирование музыки). Карточки различного цвета раскладываю по классу. Детям предлагаю выбрать цвет или несколько цветов, которые соответствуют настроению музыкального произведения и объяснить свой выбор.
«Попробуй, собери».
Предлагаю ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений. Слушаем несколько произведений. Задача ребят, после прослушивания быстро и правильно составить цепочку – фамилия композитора, название произведения.
Эту игру удобно использовать на уроке обобщения знаний.
Игра «Ты - кто?»
Дети задают вопросы «композитору», роль которого исполняет ученик, на которые можно ответить «да» или «нет». В процессе диалога нужно выяснить имя композитора. Игра может быть командной.
Аплодисменты
Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Игра «Эмоции»
Для проведения игры использую карточки с обозначенными на них эмоциональными характеристиками (радость, горе, ярость, нежность…). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Остальные дети пытаются определить услышанное или увиденное.
Кто вы, звуки?
Учащимся предлагается, произнесите звук «а» несколько раз варьируя его выразительность и эмоциональные оттенки (вопросительно, радостно, в характере колыбельного укачивания) и подкрепить это соответствующей мимикой. Обсудить, можно ли по одному звуку определить характер того, кто его произнес? Подбираем вместе с детьми образ к каждому звуку. Совместно приходим к выводу, что музыкальный звук обладает волшебством, так как в его звучании скрываются и образ, и цвет, и настроение.
Ролевая игра «Ассоциации»
1. Предлагаю составить цепочку своих ассоциативных признаков, которые являются отличительными для данного композитора. Например:
Работа ученика 6 класса: Классик -Польша-виртуоз-ностальгия- пианист-романтик (Ф. Шопен) Работа ученика 7 класса: Полифония-Германия - гений –духовная музыка-орган - (И. С. Бах)
2. Можно усложнить задание: цепочку ассоциативных признаков, которые являются отличительными для определённого композитора, могут называть все учащиеся класса, постепенно покидая игру, если знания «закончились». В таком случае побеждает один. Это будет «Знаток творчества композитора». Старшеклассники с удовольствием демонстрируют свои знания.
Песенный вопрос-ответ: учитель задает вопрос фразой из песни, например: «Сколько звёзд упало?», ученики коллективно ищут ответ, возможно: «Дважды два - четыре», но для такой игровой формы нужно знать много песен. Эта игра хороша при рассмотрении темы «Выразительные интонации» 1 класс.
«Какой инструмент лишний?»
Предлагаю несколько карточек (примерно 4-5) с изображением народных инструментов, а один инструмент – из симфонического оркестра. Учащийся должен найти среди них «лишний», объясняя свои действия. С помощью этой игры можно закрепить знания по теме «Группы симфонического оркестра» 2-3 класс.
“Живые картины”
Изобразить художественный образ прослушанного музыкального произведения, чтобы другие дети угадали композитора и название.
«Что? Где? Когда?»
Участники игры подготавливают вопросы, которые начинаются словами: «Что такое.?»,
«Где находится.?», « Когда… произошло событие?» В игре могут участвовать 2-3 человека. Побеждает тот, кто сможет правильно ответить на большее количество вопросов.
Музыкальный ринг.
Участники готовят 3-4 вопроса по изученному материалу, выходят на «ринг» и задают их друг другу. Затем победители этого ринга встречаются ещё раз, таким образом, остаётся единственный «Знаток музыки».
«Замри».
Учащиеся под музыку начинают двигаться, изображая в движении придуманный образ (бабочка, птичка, мышка и т.д.). По команде «замри» - стоят неподвижно. По очереди называют, кого или что они изображали. Меняется музыка – игра продолжается. Для этой игры я использую яркую, образную музыку.
Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса »
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре). С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка). До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр). Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» - вверх-вниз). И дальше побежал (булькаем). Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре). Расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет). Вдруг, под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур) и вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух). Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно). Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук»).
Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я произношу текст, а дети его озвучивают (можно добавить элементы театрализации). Используем шумовые инструменты из баночек, пластиковых бутылочек и т.д.
Форте - пиано
Дети выбирают водящего, который поворачивается спиной к классу. Учитель выбирает учащегося, который прячет игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее.
Догадайся, кто поёт
Один учащийся «жмурка» поворачивается к классу спиной.
Все дети поют: «Поиграй ка, …(имя ребёнка) с нами, выходи скорей вперед.
И с закрытыми глазами догадайся, кто поет»
Поёт один учащийся « Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,
Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»
«Жмурка» должен отгадать, кто спел. Дети могут менять тембр голоса.
Передай ритм
Учащиеся становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящим. Ведущий, последний в цепочке (или педагог) отбивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши. Ритмический рисунок лучше заранее записать на бумаге, а в конце игры проверить результат.
Напой песню
Из коробки поочередно учитель достаёт игрушку или картинку (зайчика, гномика, солнышка, и т.д.). Учащиеся должны напеть куплет из песни, где встречается этот предмет или изображение. Игра командная.
Эхо
Учитель поёт фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами. Так же поется и вторая фраза. Обыгрываются разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает игру любому ученику, справившемуся с заданием.
Угадай мелодию
Звучит отрывок музыкального произведения. Ученик подходит к карточкам в виде новогодних шариков, на которых написаны названия произведений. Выбирает. Если ответ правильный, можно повесить шарик цветной стороной на ёлку, которая изображена на доске. Если затрудняется, обязательно найдётся друг, который поможет.
© 2017, Грабовая Татьяна Александровна 599