СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность - наиболее доступный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В процессе игры проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его эмоциональное состояние, активность, развивающаяся потребность в общении.

Характерными для игр, особенно сюжетно-ролевых, являются отношения между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Педагогический опыт и многолетние исследования показывают, что эти два вида отношений ребёнка не тождественны. В случае положительного сюжета могут проявляться (и явно, и скрытно) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. В процессе игры дети как бы выходят (временно) из игры и превращаются в обыкновенных мальчиков и девочек, действуя не согласованно требованиям сюжета, а так, как они привыкли действовать повседневно, - в зависимости от уровня воспитанности.

С раннего возраста ребёнок имеет наибольшую потребность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, действовать самостоятельно, по своему усмотрению общаться со сверстниками, самостоятельно выбирать игрушки и пользоваться разными предметами, преодолевать те или иные трудности, логически связывать с сюжетом игры и правилами. Значение детской игры оказывается в центре внимания с первых лет дошкольного воспитания. Существенное влияние на изучение проблемы детской игры оказала педагогическая система А.С. Макаренко. Центральные её положения относительно целей и методики воспитания дошкольников, роли коллектива в формировании личности ребёнка.

Среди вопросов связанных с изучением проблем обучения в детском сад и, подготовки детей к школе, особое внимание уделяется вопросам использования игровых приёмов во время непосредственно-образовательной деятельности, применения разнообразных средств воспитания для развития игры и усиления её влияния на личность дошкольников.

В детском коллективе, живущем дружной полноценной жизнью, дети быстрее приобретают положительный социальный опыт и изучают общность чувств и стремлений задолго до того, как отчётливо осознают высокие моральные принципы. Важно, чтобы педагог выступал при этом не только в роли обучающего, сколько в роли организатора. Именно эту роль А.С. Макаренко считал важнейшей и специфической в воспитательном процессе. Психологи и педагоги уделяют особое внимание анализу структуры сюжета детской игры, показывая важность значения для понимания игры, её хода, а также для установления положительных взаимоотношений между детьми, имея возможность педагогического «управления» основными элементами такими как сюжет и роль.

Для понимания игры как формы организации игровой деятельности детей взяты в основу следующие положения.

1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи формирования нравственных и общественных качеств дошкольника являются первоочерёдными, учитывая специфику каждого вида игры.

2. Игровая деятельность, должна носить самостоятельный характер и развиваться в этом направлении с учётом грамотного педагогического управления. Воспитатель планирует и формирует у детей единство положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, продуманных ролью. Задумка сюжета может оказать активное воздействие на ребёнка лишь в том случае, если его уровень нравственного развития, общей воспитанности детей будет предметом постоянного внимания педагога.

3. Важнейшей особенностью детской игры, как формы жизни детей, является её проникновение в разные виды деятельности: учебная деятельность и игра, труд и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Для дошкольников старшего возраста учебная и трудовая деятельность по своей значимости как бы конкурируют с игрой. Педагогические формы и методы воспитания гораздо успешнее реализуются в условиях практической деятельности, включающей в себя игровые приёмы.

Таким образом, игровая деятельность служит формой организации жизнедеятельности детей, в условиях которой воспитатель может применять различные методы, формируя личность ребёнка, её общественную направленность. В разных возрастных группах используются методы руководства игрой согласно особенностям возраста детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте детей необходимо «учить» играть, иначе игра не будет формироваться правильно. Методы такого обучения не являются копиями методов, применяемых в непосредственно-образовательной деятельности. Педагог, создавая игровую ситуацию; непосредственно общается с детьми, используя в первую очередь, методы прямого влияния. Одновременно идёт опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив (он ещё не сложился, а через игрушки, несложные инсценировки и т.д.

Учитывая большое значение организованной детской игры в воспитательно-образовательном процессе, важно систематически отслеживать состояние этой деятельности. В каждом конкретном дошкольном учреждении, продумывать и совершенствовать условия для игры, повышая уровень её педагогического руководства.

22.04.2023 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!