СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, кружок, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Метроном

Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.

Песочные часы

Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Колокольчик

Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает пра­вильное произношение звоном колокольчика.

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговари­вая предложения, чистоговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая пред­ложения, чистоговорки.

Заборчик

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным про­изнесением слогов, слов.

Дорожка

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одно­временным произнесением двух заданных слов.

Узоры

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок

Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, прого­варивая слоговые ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Вы­павшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, пред­ложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые

шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты

Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Считалочка

С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает сло­говые ряды, предложения, чистоговорки, стихи.

Улиточка

Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали — домику улиточки.

Тихо - громко

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо.

Песенка

Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

. Веселая дорожка

Ребенок составляет из картинок поезд и называет каждую картин­ку. Как вариант, логопед может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребенок переворачивает картинки, называет кто едет на поезде или что везет поезд, и называет предметы. Логопед выкладывает перед ребенком дорожку из картинок, либо ребенок выкладывает ее сам. По этой дорожке едет машина или идет какой-то персонаж, а ребенок по ходу движения называ­ет каждую картинку.

Научи Петрушку

Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок вы­ступает в роли учителя, Петрушка — ученика. Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для ав­томатизации свистящих, шипя­щих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушени­ем произношения. В этом случае логопед оценивает его правиль­ность и награждает участников.

укрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Повтори для мишки

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ре­бенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

Давай проверим!

При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галоч­кой). По количеству знаков, про­ставленных в тетради, логопед про­веряет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое за­дание выполняется под контролем родителей.

Пальчики здороваются

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Говорящие руки

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного зву­ка. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как со­вместить произношение [ш] с лег­ким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» го­ворить [а]. Поочередно, слегка уда­ряя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш — а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, обра­зуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, по­вернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвраща­ясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дош­ла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение использу­ется не только для автоматиза­ции звуков в слогах, но и для развития фонематического вос­приятия. Например, по кругу пе­редаются слоги ша — с а, ко — го, зу — жу — зу и др.

Ступеньки

В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам верх и вниз, правильно повто­ряя звук или слог. Другой вариантт: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счет­ных палочек или спичек. Зада­ние остается прежним.

Ромашка

В тетради ребенка логопед ри­сует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и.т.д.); На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходит от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5—7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Раз шажок, два - другой.

Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Прокати мяч

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Применять эти игровые при­емы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют раз­витию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

24.04.2023 21:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!