СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Индивидуальное логопедическое сопровождение учащихся младших классов школы VIII вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь - одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово - это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления. Мышление и речь - два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании - речевом мышлении или речемыслительной деятельности. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и, прежде всего — учителя-логопеда.

Основными задачами логопедического сопровождения являются: (слайд 2)

1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Направления коррекционной работы: (слайд 3)

- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);

- нормализация звукопроизношения;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);

- развитие моторики, пространственно-временных представлений;

Формы работы: (слайд 4)

• Объективная, развернутая, комплексная диагностика

• Составление, корректировка и реализация программ коррекционно-развивающего процесса.

• Проведение групповых и индивидуальных занятий.

• Консультационная работа с родителями.

• Консультационная работа с учителями.

Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Нарушения речевого развития у учащихся коррекционной школы 8 вида носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист сопровождения не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. (слайд 5)

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка.

  • II этап осуществляется с 15 сентября по 15 мая (коррекционная работа (занятия, консультации с детьми). Этот этап самый объёмный и значимый.
  • III этап мониторинг эффективности коррекционной работы ( в течение года).

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и письмо.

Для диагностики и коррекции речевого развития ребёнка в начале учебного года и в конце я использую методику Т.Б. Фотековой, адаптированной мной для специальных (коррекционных) школ. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия, также для обследования использую «Альбом для логопеда» О.Б Иншаковой, «Обследование состояния устной и письменной речи» (по Трубниковой); Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей».

Используя бально-уровневую систему оценки можно получить речевой профиль (слайд 6), по которому вычленяются как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разрабатывается коррекционная программа дальнейшей работы. По вертикали отмечаем успешность выполнения заданий методики в процентах, а по горизонтали – название измеряемых сторон речи. (слайд 7)

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в карте. (слайд 8)Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа с другими специалистами. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. На I этапе логопедического сопровождения, когда идёт обследование речи, помощь необходима для выявления этиологии речевого дефекта. Медицинский специалист назначает медикаментозное лечение, специальный массаж, физиотерапевтические процедуры.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на занятиях я использую различные компьютерные программы, презентации, игры для развития фонематического слуха, речёвки, различные физминутки ( релаксационные, а также с речевым сопровождением на развитие общей моторики), шнуровки, игры с крупами. Провожу интегрированные занятия с другими специалистами школы, например с учителем ЛФК, учителем музыки. (слайд 10)

На втором этапе логопедического сопровождения осуществляется совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Необходимо вовлекать их в процесс логопедического сопровождения. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы. В этом учебном году по вопросам родителей мною был выпущен журнал «Болтунишка» (слайд 11), в котором я ответила на все вопросы родителей, планирую продолжать работу в этом направлении, по запросу. Также выпускаю брошюры из серии «По совету логопеда»

  • Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики
  • Игры на развитие фонематического восприятия
  • Как выполнять домашнее задание логопеда
  • Пальчиковые игры и гимнастика для детей
  • Артикуляционная гимнастика

В январе 2015 года я создала свой персональный сайт «Логопедическая тропа» (слайд 12) на странице копилка уроков (педагогический сайт) для учителей и родителей, с целью наиболее тесного взаимодействия логопед-родитель, но так как у родителей отсутствует интернет, этот сайт не дал положительных результатов. Лишь единицы педагогов присоединились, и мы сейчас продолжаем сотрудничество с ними.

Временные рамки Ш этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей. Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Динамика устранения речевых дефектов длительная и сложная. Дети-логопаты легко утомляются, в то же время они легко возбудимы, очень подвижны и трудно управляемы или, наоборот, они вялые, апатичные, не проявляют интереса к занятиям, играм, чтению. Для достижения положительной динамики в работе с этими детьми необходимо, прежде всего, создавать на занятии благоприятный психологический климат. Занятия в группах проводятся с использованием различного игрового материала, речевого и наглядного. Занятия планируются как комплексные, включающие упражнения на развитие различных компонентов речи.

В сентябре 2015 года мною было обследовано 14 вновь прибывших учащихся, а также проведено обследование письменной речи 2-7 классов. В результате на занятия было зачислено 26 обучающихся, индивидуальные занятия по коррекции произношения посещают 13 логопатов, скомплектовано 7 групп, занятия проводятся с каждой группой с 1-3 класс 4 раза в неделю,

4-5 класс 3 раза в неделю

6-7 класс 2 раза в неделю

Составлены речевые карты на каждого логопата.

Речевые карты на первоклассников составлены подробные с текстовым описанием, на остальных логопатов - в форме графика. Результаты обследования обсуждены на консилиуме и индивидуально с педагогами, работающими с данным ребенком.

В последние годы в нашей школе наметилась тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми нарушениями речи – безречевых детей (алалия, дизартрия) ОНР I уровня, например в 2013 - 2014 учебном году их количество составляло11 %, а в 2015-2016 учебном году 36 %, что требует особого подхода к коррекции речи, использования в работе инноваций и современных логопедических технологий.

За два года выпущенных детей с улучшением устной речи, повысилась на 15%, письменной речи – на 32%.

Быстрых улучшений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья добиться достаточно трудно в связи их индивидуальными особенностями, возрастом ребенка (прошел сензитивный период), также зависит от степени выраженности дефекта, сроками начала логопедической работы и её продолжительности. Однако, после проведённой коррекционно-развивающей работы, за последние два года у учащихся наблюдается позитивная динамика общего развития речи (слайд 13).

Таким образом, проанализировав коррекционно-логопедическую можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика устной и письменной речи у обучающихся, поэтому логопедическое сопровождение необходимо в данной школе.

Формы логопедической работы:

Основными формами логопедической работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—4 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- логоритмика

- пальчиковая гимнастика

- артикуляционная гимнастики;

- методы по развитию темпа и ритма речи

- методики по формированию фонематического восприятия;

- лексико-грамматические упражнения;

- дыхательные упражнения;

- использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи.

Также процессу логопедического сопровождения способствует и распределение функциональных обязанностей в педагогическом коллективе.

Например, при коррекции звукопроизноошения (1 – 2 кл.) логопед занимает ведущую роль: ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает лексический материал с учетом особенностей произносительной стороны всего класса и отдельных учащихся. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положение органов артикуляционного аппарата. Уточняет произношение поставленного звука, использует способность ребёнка к звукоподражанию.

К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем в школе разработана система мероприятий – это:

1) Постоянный контроль за произношением учащихся.

Он осуществляется на всех уроках, занятиях и во внеурочное время. Все ошибки допущенные учеником, должны быть обязательно исправлены работниками школы. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ученика, а что еще не в его возможностях. Большое значение имеет тактичность взрослого, чтобы не вызвать у ученика негативной реакции. Также разработаны формы контроля.

2) На уроках, занятиях осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала.

3) Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах.

4) Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью.

Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

1. Развитие речи:

развитие понимания обращенной речи;

развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

работа над дыханием и голосом;

работа над темпом и ритмом речи.

2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

2. Подготовка к обучению грамоте.

3. Физическое развитие.

4. Работа с родителями

5. Социальная адаптация: формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, формирование представлений о самом себе.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дизартрия»

1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков:

- логомассаж (традиционный и зондовый);

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика (коррекция артикуляционного праксиса посредством развития мелкой моторики).

2. Постановка звуков:

- с механической помощью;

- артикуляционные упражнения

- по подражанию;

- используя приемы речедвигательной ритмики.

3. Автоматизация поставленных звуков:

- в слогах;

- в словах;

- во фразах;

- в связной речи.

4. Дифференциация поставленных звуков:

- смешиваемых по артикуляционному сходству;

- смешиваемых по акустическому сходству.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дисграфия»

1. Коррекционная работа на фонематическом уровне:

- формирование фонематического восприятия;

- дифференциация гласных звуков;

- дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство;

- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

2. Коррекционная работа на лексическом уровне:

- расширение и активизация словарного запаса;

- слоговой анализ и синтез слов;

- работа по словообразованию.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи):

- работа на уровне словосочетания;

- работа на уровне предложения.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислексия»

- Расширение и активизация словаря;

- Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

- Формирование фонематического анализа;

- Коррекция зрительного восприятия;

- Коррекция пространственного гнозиса.

- Работа над скоростью и выразительностью чтения.

Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей, родителей, воспитателей:

  • Спец.семинар по теме «Особенности развития речемыслительной активности у детей с ОВЗ»
  • Открытое занятие по теме «Развитие анализа, синтеза слов различной звукослоговой структуры» с группой учащихся 3 класса
  • доклад «Логопедическое сопровождение учащихся младших классов с нарушениями речи»
  • Выступление на родительском собрании по теме «Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и родителей. Как выполнять домашнее задание логопеда?».
  • Практикум с участием детей – логопатов и родителей в рамках работы «Школа для родителей»: «Как проводить артикуляционную гимнастику дома»
  • В план логопедической работы включены следующие формы взаимодействия в работе учителя-логопеда-воспитателя:

Сообщить результаты обследования учащихся учителям и воспитателям в личной беседе

Оформить речевые профили

Оформить экран «Наши успехи» в кабинете

Посещение уроков у учителей и занятий у воспитателей ( не менее 1 раза в четверть) в целью взаимосвязи «Учитель – логопед – воспитатель» для выработки единых требований

Сообщать в личной беседе о продвижении в работе с логопатами

Вести диагностику устной и письменной речи (контрольные диктанты), сообщать о результатах учителю – воспитателю.

Список литературы

1.Бачина О.В. Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.:ТЦ Сфера, 2009.-64с.

2.Боровцева Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение.-271с.

4.Зикеев А.Т. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: академия. 2000.-200с.

5.Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: просвещение, 1998.-144с.

6.Садовникова Л.Н. Нарушения письменной речи и их преодолению у младших школьников. М.ВЛАДОС,1995.-264с.

7.Филичева Т.Б Основы логопедии. М.: Просвещение, 1984.-223с.

8. Интернет ресурсы «Завуч.ру»

Категория: Логопедия
13.02.2019 06:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!