СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры со словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Страничка логопеда

Тема: Приёмы работы по умению находить и называть родственные слова, слова – антонимы, слова – синонимы, многозначные слова, объяснять их значение.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Дети постепенно овладевают значением, смысловым содержанием слова.

Задачами работы по формированию и развитию словаря в дошкольном возрасте являются:

- Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

-Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.

Закрепление и активизация словаря осуществляется в процессе специальных занятий и целого ряда дидактических игр и игровых упражнений.

Предлагаем Вам приёмы работы по обогащению и активизации словаря вашего ребёнка.

Родственные слова. Родственные или однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем, в котором заключено общее лексическое значение этих слов (трава, травяной, т равинка, травушка).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Необходима серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово, от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Следует учесть, что рассматривая, слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться, какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно.

Д/и "Объяснялки".

Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".

Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.

Снег – скопление снежинок.

Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.

Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.

Снежки – комочки из снега.

Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.

Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?. (морозец)

Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)

Что делает мороз?. (морозит)

На морозе можно уши и нос… (отморозить)

Реки и озёра зимой… (замерзают)

Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

Какая бывает погода во время мороза… (морозная)

А как в это время бывает на улице?. (морозно)

Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. (морозильная)

Замороженные продукты потом… (размораживают)

Что очень вкусное делают из замороженных сливок?. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

“Третий лишний”

беседа – беседка – соседка;

дача – удача – дачник;

космос – космонавт – косматый;

лес – лестница – лесничий;

честный – чесночный – чеснок;

левый – лев – налево;

водичка – водитель – водяной;

рисунок – рис – рисовать;

слеза – слезла – слезинка;

желток – железо – жёлтый;

циркуль – циркач – цирк.

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

”Родня ли Гусеница Гусю?”

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша тётка – Гусеница.

Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.

А Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав? Почему?

”Снежная сказка”

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

(С.Погореловский.)

Найдите в стихотворении слова-родственники.

”Загадки”

а) Сказочное существо, которое живёт в воде;

б) работник водного транспорта;

в) люди, работающие под водой.

Какая общая часть в словах водяной, водник, подводник? (-вод-).

Кроссворд “Горка из родственных слов”

– средство для катания зимой по снегу;

– след, оставляемый лыжами;

– горка для катания на лыжах;

– человек на лыжах;

– девочка на лыжах.

Игра «Цепочка слов» или «мнемодорожка»:

дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.

Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким, словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»?(Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

Д/и «Доскажи словечко»

-Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит…(снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом».

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Синонимы слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, часто одинаковые по своему лексическому значению. Итак, Синонимы отличаются друг от друга:

- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;

-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;

- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;

- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;

- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;

- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).

Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:

  • Различать в речи близкие по смыслу слова.
  • Подобрать к данным словам синонимы. Сильная метель – пурга; плохая погода – ненастье. Каким словом называют наступление темноты?
  • Умение заменять в тексте то или иное слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).
  • Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (в зависимости от контекста).

Слово синоним заменяем на «слова-приятели».

Игры:

«Доскажи словечко»

Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все антракт; На время что-то прекратив, Мы объявляем перерыв; В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим передышку; После урока непременно Нужна ребятам перемена!

-Скажи по-другому:

Воздух в весеннем лесу ничем не загрязнённый (свежий, чистый).

Солнце лучистое (яркое).

А теперь задание:

-Найдите «Слова-приятели» в стихотворении «Весна пришла»:

Долгожданная весна наконец-то в лес пришла.

Робко выглянул хомяк: - Не таится ль рядом враг?

Прошуршал несмело ёж: - Что весной в земле найдёшь?

Мышка пискнула трусливо: - Холодно зимою было.

И пугливо озираясь, заяц мимо пробежал.

Он зимой не от мороза,

Из-за страха всё дрожал.

Боязливо вслед за мамой лезут из норы лисята.

Мир им кажется огромным, жмутся к мамочке ребята.

-Назовите слова-приятели к слову боязливо – робко, трусливо, пугливо, несмело.

Толкование слов: боязливо – робко со страхом; робко – несмело, боязливо, опасливо; трусливо – как трус, с чувством страха; пугливо – всего боясь, со страхом, выражающий испуг.

Антонимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Детям даём понятие «слова-неприятели».

Игра «Вершки и корешки» («Противоположности»).

На наборное полотно выставляются картинки в два ряда. Первый ряд картинок – это вершки, а второй ряд - это корешки. Дети называют слова (вершки), затем к вершкам подбирают корешки. Используются слова: чистый – грязный, больной – здоровый, стоит – идёт, сажают – собирают.

Игра «Слова-неприятели».

К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются слова: большой – маленький, высокий – низкий, полный – пустой, тяжелый – лёгкий, больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо, черный – белый, пушистый – колючий, гладкий – шершавый.

Игра с мячом «Скажи наоборот» («Всё наоборот»).

Игра « Сравни наоборот».

Детям предлагается назвать слова по картинкам, затем сравнить предметы. Используются сравнения:

Грузовик и такси (Что чего больше?).

Слон и медведь (Кто кого тяжелее?).

Заяц и черепаха (Кто бегает быстрее?).

Лошадь и жираф (Кто кого выше?).

Игра «Слова – неприятели».

К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются предложения: Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….

Слон большой, а мышонок….

Дорога широкая, а тропинка ….

Ночью темно, а днём ….

Продавец продаёт, а покупатель ….

Воспитатель спрашивает, дети ….

Игра « Составь предложение».

Используются слова: старый и новый дом, строят и разрушают. Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам: Новый дом строят, а старый разрушают. Используются слова: летит и ползёт, быстро и медленно. Самолёт летит быстро, а черепаха ползёт медленно.

Многозначность слова.

К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается детское добродушное лукавство).

Проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.);

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство. Стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома.

Игра: «Волшебные слова»

Вот слово – ручка. Про что вы подумали. Показываем картинки:

а) дверная ручка, б) шариковая ручка в) ручка человека.

– Затем – иголка:

а) швейная игла б) сосновая игла в) игла ежа

– Коса, язык.

Игра «Путаница».

Используются слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать многозначные слова. Можно дать задание составить предложение с данным словом.

Игра «Кто больше?».

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен подбор картинок, название которых употребляются с данным глаголом)

Бежит: кто? (кошка, мальчик…);

что? (вода, река, время….)

Идёт: кто? (мама, собака…)

что? (дождь, снег, время, поезд…)

Растёт: кто? (котёнок, ребёнок…)

что? (роза, куст, дерево…)

Игра « Подбери слова».

По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, подходящее по значению. Используются слова: зелёный: что? (забор, ягода); звонкий (мяч, смех).

Игра «Добавь словечко».

Предлагается добавить общее слово:

Мяч, яблоко – какое?

Снег, лёд – какие?

Фрукты, овощи – какие?

Сахар, мёд – какие?

Собака, кошка – что делают?

03.08.2021 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП