СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Страничка логопеда
Тема: Приёмы работы по умению находить и называть родственные слова, слова – антонимы, слова – синонимы, многозначные слова, объяснять их значение.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Дети постепенно овладевают значением, смысловым содержанием слова.
Задачами работы по формированию и развитию словаря в дошкольном возрасте являются:
- Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
-Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.
Закрепление и активизация словаря осуществляется в процессе специальных занятий и целого ряда дидактических игр и игровых упражнений.
Предлагаем Вам приёмы работы по обогащению и активизации словаря вашего ребёнка.
Родственные слова. Родственные или однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем, в котором заключено общее лексическое значение этих слов (трава, травяной, т равинка, травушка).
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Необходима серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово, от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.
Следует учесть, что рассматривая, слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.
Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться, какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно.
Д/и "Объяснялки".
Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".
Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
Снег – скопление снежинок.
Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
Снежки – комочки из снега.
Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
Снегурочка – сказочный персонаж из снега.
Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.
Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?. (морозец)
Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
Что делает мороз?. (морозит)
На морозе можно уши и нос… (отморозить)
Реки и озёра зимой… (замерзают)
Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
А как в это время бывает на улице?. (морозно)
Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. (морозильная)
Замороженные продукты потом… (размораживают)
Что очень вкусное делают из замороженных сливок?. (мороженое)
После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.
“Третий лишний”
беседа – беседка – соседка;
дача – удача – дачник;
космос – космонавт – косматый;
лес – лестница – лесничий;
честный – чесночный – чеснок;
левый – лев – налево;
водичка – водитель – водяной;
рисунок – рис – рисовать;
слеза – слезла – слезинка;
желток – железо – жёлтый;
циркуль – циркач – цирк.
Горе, горный, гора;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Лес, лесник, лестница;
Море, морщины, морской;
Беседа, беседка, соседка.
”Родня ли Гусеница Гусю?”
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка – Гусеница.
Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.
А Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
Кто же прав? Почему?
”Снежная сказка”
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
(С.Погореловский.)
Найдите в стихотворении слова-родственники.
”Загадки”
а) Сказочное существо, которое живёт в воде;
б) работник водного транспорта;
в) люди, работающие под водой.
Какая общая часть в словах водяной, водник, подводник? (-вод-).
Кроссворд “Горка из родственных слов”
– средство для катания зимой по снегу;
– след, оставляемый лыжами;
– горка для катания на лыжах;
– человек на лыжах;
– девочка на лыжах.
Игра «Цепочка слов» или «мнемодорожка»:
дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.
Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.
Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.
Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким, словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»?(Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
Д/и «Доскажи словечко»
-Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит…(снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На полянки, на лужок
Всё снижается… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом».
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом).
Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»
Сосны и сосенки – в сосняке,
А ели и ёлочки – в ельнике.
Дубки и дубочки растут в дубняке,
И в нём не найдёшь можжевельника.
У дуба крепкая кора,
Красив листок дубовый.
Дублёнку надевать пора,
К зиме готовясь новой.
Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, часто одинаковые по своему лексическому значению. Итак, Синонимы отличаются друг от друга:
- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;
-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;
- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;
- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;
- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;
- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).
Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:
Слово синоним заменяем на «слова-приятели».
Игры:
«Доскажи словечко»
Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все антракт; На время что-то прекратив, Мы объявляем перерыв; В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим передышку; После урока непременно Нужна ребятам перемена!
-Скажи по-другому:
Воздух в весеннем лесу ничем не загрязнённый (свежий, чистый).
Солнце лучистое (яркое).
А теперь задание:
-Найдите «Слова-приятели» в стихотворении «Весна пришла»:
Долгожданная весна наконец-то в лес пришла.
Робко выглянул хомяк: - Не таится ль рядом враг?
Прошуршал несмело ёж: - Что весной в земле найдёшь?
Мышка пискнула трусливо: - Холодно зимою было.
И пугливо озираясь, заяц мимо пробежал.
Он зимой не от мороза,
Из-за страха всё дрожал.
Боязливо вслед за мамой лезут из норы лисята.
Мир им кажется огромным, жмутся к мамочке ребята.
-Назовите слова-приятели к слову боязливо – робко, трусливо, пугливо, несмело.
Толкование слов: боязливо – робко со страхом; робко – несмело, боязливо, опасливо; трусливо – как трус, с чувством страха; пугливо – всего боясь, со страхом, выражающий испуг.
Антонимы— это
Игра «Вершки и корешки» («Противоположности»).
На наборное полотно выставляются картинки в два ряда. Первый ряд картинок – это вершки, а второй ряд - это корешки. Дети называют слова (вершки), затем к вершкам подбирают корешки. Используются слова: чистый – грязный, больной – здоровый, стоит – идёт, сажают – собирают.
Игра «Слова-неприятели».
К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются слова: большой – маленький, высокий – низкий, полный – пустой, тяжелый – лёгкий, больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо, черный – белый, пушистый – колючий, гладкий – шершавый.
Игра с мячом «Скажи наоборот» («Всё наоборот»).
Игра « Сравни наоборот».
Детям предлагается назвать слова по картинкам, затем сравнить предметы. Используются сравнения:
Грузовик и такси (Что чего больше?).
Слон и медведь (Кто кого тяжелее?).
Заяц и черепаха (Кто бегает быстрее?).
Лошадь и жираф (Кто кого выше?).
Игра «Слова – неприятели».
К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются предложения: Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….
Слон большой, а мышонок….
Дорога широкая, а тропинка ….
Ночью темно, а днём ….
Продавец продаёт, а покупатель ….
Воспитатель спрашивает, дети ….
Игра « Составь предложение».
Используются слова: старый и новый дом, строят и разрушают. Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам: Новый дом строят, а старый разрушают. Используются слова: летит и ползёт, быстро и медленно. Самолёт летит быстро, а черепаха ползёт медленно.
Многозначность слова.
К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается детское добродушное лукавство).
Проводятся специальные упражнения:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.);
2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство. Стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома.
Игра: «Волшебные слова»
Вот слово – ручка. Про что вы подумали. Показываем картинки:
а) дверная ручка, б) шариковая ручка в) ручка человека.
– Затем – иголка:
а) швейная игла б) сосновая игла в) игла ежа
– Коса, язык.
Игра «Путаница».
Используются слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать многозначные слова. Можно дать задание составить предложение с данным словом.
Игра «Кто больше?».
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен подбор картинок, название которых употребляются с данным глаголом)
Бежит: кто? (кошка, мальчик…);
что? (вода, река, время….)
Идёт: кто? (мама, собака…)
что? (дождь, снег, время, поезд…)
Растёт: кто? (котёнок, ребёнок…)
что? (роза, куст, дерево…)
Игра « Подбери слова».
По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, подходящее по значению. Используются слова: зелёный: что? (забор, ягода); звонкий (мяч, смех).
Игра «Добавь словечко».
Предлагается добавить общее слово:
Мяч, яблоко – какое?
Снег, лёд – какие?
Фрукты, овощи – какие?
Сахар, мёд – какие?
Собака, кошка – что делают?
© 2021, Качалова Алла Геннадьевна 581