СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект индивидуального занятия с подростком.
Запрос: от подростка, при согласии родителей.
Описание ситуации: индивидуально-личностные особенности, трудности в детско-родительских отношениях, семейная ситуация – конфликты между родителями. Подросток (15 лет,девочка) в группе риска по итогу мониторинга выявления стрессовых и депрессивных состояний, суицидальной предрасположенности, декабрь 2022 (высокие баллы по шкалам «тревожность» и «одиночество»).
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, безопасная канализация негативных переживаний.
Задачи: снижение тревожности, оказание психологической поддержки, осознание своих возможностей и психических ресурсов, развитие самопознания.
Необходимые материалы: набор МАК, лист бумаги размера А3, разрезанный на 6 частей, акварель, гуашь, кисти, палитра, музыкальное оборудование.
Ход занятия.
Даётся инструкция: представить, что в комнату влетела синяя птица и застряла. Она вам понравилась, и вы решили оставить её себе. На следующий день вы увидели, что птица стала жёлтой, на следующий день – покраснела, на четвёртый – стала чёрной. Как вы думаете, какого цвета стала птица на пятый день? Варианты: 1. осталась чёрной, 2. из чёрной снова стала синей, 3. стала белой, 4. стала золотой. Интерпретация: птица – символ удачи. Изменение цвета – реакция человека на трудности. 1 вариант – пессимистический взгляд на жизнь,2 вариант – практичный оптимист, 3 –белый цвет – спокойствие и решительность в стрессовых ситуациях, 4 –золотой цвет – бесстрашие.
Обсуждение: подросток выбрал белый цвет, но не согласился с интерпретацией. «Это, скорее всего то, чего мне не хватает, потому что тревога и волнение мешают в трудной ситуации принимать решение». Вопрос: а что хотелось бы? – «Избавиться от этого состояния».
Предлагается вспомнить ситуацию, которая вызвала ощущение тревоги или страха. Хорошо представить эти ощущения: звуки, ощущения в теле, место, образы ит.д. Далее, надо выбрать краску 3-х цветов, которые ассоциируются со страхом. На первом листе создать изображение вашего страха. Пока краска ещё не высохла, сделать отпечатки на 2, 3, и т.д. листах, пока краска ещё способна оставлять следы.
Анализ и обсуждение работы: сделаны 4 отпечатка, последний виден еле-еле, всего несколько очень бледных пятен. Символика: выбран для изображения чувства тревоги насыщенный красный цвет (гуашь). Подростку было важно, чтобы изображение было яркое, поэтому использовался яркий цвет, густая гуашь и мало воды. На рисунке изображены линии и точки - это «сильное сердцебиение, руки трясутся и слёзы. Тревога то снижается, то нарастает, импульсивность». Ситуация, которая связана с чувством – ситуация дома с родителями. Со временем тревога и страх проходят. Подросток определяет, что тревога является чрезмерной, неадекватной ситуации её вызвавшей. -Что помогает справиться с сильными эмоциями? – «Поесть, или почеркать сильно ручкой по бумаге». Работа с последним отпечатком6 представь, что тебе удалось побороть свою тревогу и уменьшить её до степени, соответствующей интенсивности цвета на последнем отпечатке (след еле виден). Это позволило бы изменить жизнь к лучшему? Что изменилось бы? – «Хотелось бы успокоения, меньше слёз, уверенности в своих силах». Предложено на последнем отпечатке, в пустых пространствах карандашами или фломастерами изобразить то, что хотелось бы. Подросток выбирает акварель, контуры нечёткие, размытые, смешивает цвета, добавляет больше воды. Использует цветные переходы, без чётких границ. В процессе работы, пятно отпечатка полностью закрашивается новым изображением - пейзажем. В изображении тоже присутствует красный цвет, но размытый, ненасыщенный, появляются оттенки, сочетания цветов, переход от темных цветов к более светлым (оранжевый, жёлтый, бледно-жёлтый, бледно-розовый). Отмечает снижение чувства тревоги, успокоение. Получившаяся работа очень нравится, вызывает хорошие, тёплые чувства.
Результаты упражнения «Следы чувств» - произошла трансформация острой, сильной тревоги в спокойный, умиротворяющий пейзаж.
-80%
© 2023, Сыромятникова Анастасия Валерьевна 555