СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное занятие с подростком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального занятия с подростком.

Запрос: от подростка, при согласии родителей.

Описание ситуации: индивидуально-личностные особенности, трудности в детско-родительских отношениях, семейная ситуация – конфликты между родителями. Подросток (15 лет,девочка) в группе риска по итогу мониторинга выявления стрессовых и депрессивных состояний, суицидальной предрасположенности, декабрь 2022 (высокие баллы по шкалам «тревожность» и «одиночество»).

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, безопасная канализация негативных переживаний.

Задачи: снижение тревожности, оказание психологической поддержки, осознание своих возможностей и психических ресурсов, развитие самопознания.

Необходимые материалы: набор МАК, лист бумаги размера А3, разрезанный на 6 частей, акварель, гуашь, кисти, палитра, музыкальное оборудование.

Ход занятия.

  1. Организация пространства. Приветствие.
  2. Упражнение с МАК « Я сегодня…». Задание: выбрать карту в открытую, которая отражает твоё состояние сегодня. Описать ее, что там происходит и как это связано с твоей ситуацией. Выбрана карта с изображением мечтающей девочки, на столе перед ней письма, в руках ручка - «девочка, которая витает в обкаха». – С чем связан выбор именно этой карты? - Рассказ подростка о семейной ситуации, конфликте между родителями, из-за чего возникли переживания тревоги, это мешало сконцентрировать сегодня на учёбе. «Тревожность и страх у меня одно и тоже.» «Весь день была рассеянная, несобранная, в своих мыслях». При работе с картой пришли к выводу, что во внутреннем мире есть ожидание чего-то хорошего, надежда на успех.
  3. Работа с этюдом «Внутренний покой». Обсуждение. Подведение к выводу, что все проблемы и их решения находятся внутри самого человека.
  4. Тест-игра «Синяя птица».

Даётся инструкция: представить, что в комнату влетела синяя птица и застряла. Она вам понравилась, и вы решили оставить её себе. На следующий день вы увидели, что птица стала жёлтой, на следующий день – покраснела, на четвёртый – стала чёрной. Как вы думаете, какого цвета стала птица на пятый день? Варианты: 1. осталась чёрной, 2. из чёрной снова стала синей, 3. стала белой, 4. стала золотой. Интерпретация: птица – символ удачи. Изменение цвета – реакция человека на трудности. 1 вариант – пессимистический взгляд на жизнь,2 вариант – практичный оптимист, 3 –белый цвет – спокойствие и решительность в стрессовых ситуациях, 4 –золотой цвет – бесстрашие.

Обсуждение: подросток выбрал белый цвет, но не согласился с интерпретацией. «Это, скорее всего то, чего мне не хватает, потому что тревога и волнение мешают в трудной ситуации принимать решение». Вопрос: а что хотелось бы? – «Избавиться от этого состояния».

  1. Упражнение «Следы чувств» (работа с тревожностью, страхами с использованием арт-терапевтической техники)

Предлагается вспомнить ситуацию, которая вызвала ощущение тревоги или страха. Хорошо представить эти ощущения: звуки, ощущения в теле, место, образы ит.д. Далее, надо выбрать краску 3-х цветов, которые ассоциируются со страхом. На первом листе создать изображение вашего страха. Пока краска ещё не высохла, сделать отпечатки на 2, 3, и т.д. листах, пока краска ещё способна оставлять следы.

Анализ и обсуждение работы: сделаны 4 отпечатка, последний виден еле-еле, всего несколько очень бледных пятен. Символика: выбран для изображения чувства тревоги насыщенный красный цвет (гуашь). Подростку было важно, чтобы изображение было яркое, поэтому использовался яркий цвет, густая гуашь и мало воды. На рисунке изображены линии и точки - это «сильное сердцебиение, руки трясутся и слёзы. Тревога то снижается, то нарастает, импульсивность». Ситуация, которая связана с чувством – ситуация дома с родителями. Со временем тревога и страх проходят. Подросток определяет, что тревога является чрезмерной, неадекватной ситуации её вызвавшей. -Что помогает справиться с сильными эмоциями? – «Поесть, или почеркать сильно ручкой по бумаге». Работа с последним отпечатком6 представь, что тебе удалось побороть свою тревогу и уменьшить её до степени, соответствующей интенсивности цвета на последнем отпечатке (след еле виден). Это позволило бы изменить жизнь к лучшему? Что изменилось бы? – «Хотелось бы успокоения, меньше слёз, уверенности в своих силах». Предложено на последнем отпечатке, в пустых пространствах карандашами или фломастерами изобразить то, что хотелось бы. Подросток выбирает акварель, контуры нечёткие, размытые, смешивает цвета, добавляет больше воды. Использует цветные переходы, без чётких границ. В процессе работы, пятно отпечатка полностью закрашивается новым изображением - пейзажем. В изображении тоже присутствует красный цвет, но размытый, ненасыщенный, появляются оттенки, сочетания цветов, переход от темных цветов к более светлым (оранжевый, жёлтый, бледно-жёлтый, бледно-розовый). Отмечает снижение чувства тревоги, успокоение. Получившаяся работа очень нравится, вызывает хорошие, тёплые чувства.

Результаты упражнения «Следы чувств» - произошла трансформация острой, сильной тревоги в спокойный, умиротворяющий пейзаж.

  1. Упражнение с МАК «Мой ресурс». Вслепую надо выбрать 3 карты из колоды. Это те ресурсы, которые помогут совладать с трудной жизненной ситуацией (стрессом). - Какая из трех карт для тебя более важная? Почему? Обсуждение выбранных карт: ресурсы, которые помогут - это: «уйти» в детство (но не решить проблему, только временное облегчение), закрыться в себе, побыть маленькой девочкой –«принцессой» (иногда нам нужно побыть одним, чтобы разобраться в чувствах, отдохнуть), проявить защитную агрессию (это может только усугубить ситуацию, но не поможет решению), использовать поддержку родных (самый лучший ресурс, карта с изображением семьи, ребёнок обнимает маму).
  2. Завершение занятия. Рефлексия: Что сейчас чувствуешь? (облегчение, спокойствие, тревога ушла) Какие мысли приходят в голову? (ситуация с родителями не кажется такой пугающей и волнительной) Что было на занятии самым важным для тебя? (возможность выговориться, выплеснуть эмоции) Было ли что-то, что тебе мешало, не понравилось, приносило дискомфорт? (нет, всё понравилось, дискомфорта не было). Что хотелось бы сейчас? (мы могли бы закончить занятие, прийти домой, отдохнуть).

25.02.2023 00:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП