СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный час «Подросток и Закон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный час «Подросток и Закон»

Цель: после этого занятия учащиеся должны знать, что такое уголовная и административная ответственность, уметь прогнози­ровать последствия своих поступков, работать в группах со свер­стниками и родителями.

Понятия: закон, правонарушение, преступление, админист­ративная, уголовная ответственность.

Методы: работа в группах, мозговой штурм.

Преподаватель: тема информационного часа «Подросток и Закон» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Ход занятия: у каждой группы вырезка из газеты со статьей «А этого могло и не быть» (рабочий лист №1).

Задание для групп:

Какие правонарушения совершили участники дня рождения?

Предполагаемые ответы: распитие спиртных напитков, угон автомашины, нарушение правил дорожного движения, ДТП, скрылись с места происшествия, спаивание несовершеннолетних. Как можно было избежать последствий правонарушения?

Изучение материала: Каждая группа работает с тем правона­рушением, которое выбрала.

1-я группа. Распитие спиртных напитков, спаивание несо­вершеннолетних.

2-я группа. Угон автомобиля.

3-я группа. Нарушение правил ДТП, ДД.

4-я группа. Скрылись с места происшествия.

Что необходимо сделать, чтобы избежать той ситуации, в ко­торую попали участники дня рождения?

Предполагаемые ответы: не пить, сидеть дома, не уходить

родителям. Не выходить на улицу, не трогать машину соседа, соседу лучше следить за машиной. Отказаться от поездки, не на­рушать правил ДД, не уезжать с места происшествия, оказать пер­вую медицинскую помощь.

Группы выбирают лучший вариант действий, то есть отка­заться от употребления спиртного на дне рождения; возможно, на дне рождения остаться родителям.

Определить меру ответственности каждого участника проис­шествия и заполнить рабочий лист № 2. У каждой группы ситуа­ция, выписки из УК РБ и рабочий лист № 2.

После работы каждая группа сравнивает свой рабочий лист с листом № 3 (или информацией на доске).

Вывод: действия участников подлежат строгой администра­тивной и уголовной ответственности.

Рабочий лист 1

ЗАМЕТКА ИЗ ГАЗЕТЫ «А этого могло и не быть» Лену К., Андрея 3. и Наташу Б. пригласила в гости их одно­классница (ученица 9-го класса) Татьяна А. на свой день рожде­ния. Родители Татьяны накрыли на стол и ушли к родственни­кам, чтобы не мешать молодым людям веселиться. Старший брат Татьяны (ему недавно исполнилось 18 лет) Саша поставил на стол заранее купленные две бутылки шампанского и несколько буты­лок пива. Веселье продолжалось до полуночи. Скоро должны были прийти родители, и Саша предложил прогуляться. В одном из дворов во время прогулки ребята увидели автомашину, стекло на которой было опущено. Саша предложил покататься на маши­не и поставить ее на место. Открыв капот и соединив провода за­жигания, они запустили двигатель. Андрей, у отца которого была своя машина, сел за руль, и они поехали кататься по городу. На одном из перекрестков, который Андрей попытался проскочить, несмотря на красный сигнал светофора, они сбили пожилую пару. Испугавшись, ребята скрылись с места происшествия. Как выяс­нилось впоследствии, мужчина попал в больницу с тяжелыми травмами.

  1. Закон - это нормативный акт (документ). Принятый выс­шим органом государственной власти в установленном консти­туционном порядке.
  2. Правонарушение — это антиобщественное деяние, причиня­ющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
  3. Преступление - это запрещенное уголовным законом дея­ние, причиняющее вред или создающее угрозу причинения вреда личности, обществу и государству.

СОВСЕМ ОДНА

Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на Курском вокзале. Малыш-девочка, одетая в теплые вещи, лежала в кар­тонной коробке на улице перед входом в вокзал. В коробке нашли за­писку: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне». Милиция обратилась по радио с предложением к родителям девочки прийти в пункт милиции и заявить о себе, атакже вызвала врачей.

Каждый ребенок должен иметь хотя бы одного родителя

У этой девочки жизнь началась трудно. В таких случаях милиции иногда удается найти родителей, но чаще всего приходится искать усы­новителей или отдавать детей в дом малютки.

Задания:

  1. Составьте список всех потребностей этой маленькой девочки.
  2. По мере ее взросления потребности девочки изменятся. Какими они будут, когда она достигнет вашего возраста? Кем и как они должны

быть обеспечены?

Двенадцатилетний Кирилл узнал от приятеля, что в киоске, неда­леко от школы, продается газета с последними футбольными новостя­ми. Он не захотел ждать конца уроков и решил сбегать за газетой на первой же перемене. Во время перемены Кирилл выходит из школы, пе­ребегает через дорогу с оживленным автомобильным движением и по­купает газету. Он, конечно, знает, что ученикам не разрешается уходить из школы во время перемен, не предупредив об этом учителя. На обрат­ном пути его замечает кто-то из учителей и сообщает об этом директору.

Ответьте на следующие вопросы:

Что бы вы делали на месте директора?

Почему бы вы поступили именно так, а не иначе?

13.02.2023 09:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!