СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правильное использование Интернета современными школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное использование Интернета современными школьниками

На сегодняшний день, когда человечество живёт в эпоху развитых информационных технологий, постепенно и неуклонно встаёт вопрос о культурном использовании Интернета как основного источника информации. Реалии современности таковы, что каждый образованный человек должен уметь грамотно и рационально пользоваться не только базовыми офисными программами Microsoft Office (Word, Excel, Power Point), но также разнообразными виртуальными ресурсами.

Несмотря на изначально предполагаемую положительную функцию Интернета (образование, просвещение, оптимизация и максимальное удобство поиска необходимых материалов и т.д.), далеко не всегда виртуальные ресурсы используются качественно и продуктивно. Опрос населения нашей страны показывает, что даже взрослые люди в большинстве случаев используют Интернет лишь в качестве развлечения, а не в целях расширения собственного кругозора, получения новых знаний и т.д.

Несомненно, вопрос грамотного использования Интернет-ресурсов встаёт наиболее остро, когда речь заходит о детях и подростках. На сегодняшний день Интернетом могут пользоваться даже дошкольники. Часто приходится слышать от родителей, как они гордятся тем, что их сын или дочь, ещё такие маленькие, а уже умеют «работать» с компьютером: играют в игры в Интернете, «общаются» в социальных сетях и т.д. Причём некоторые дети проводят за монитором до 3-х часов в день (и всё это в возрасте 5-5,5 лет!) Многие родители видят в подобном времяпрепровождении своего ребёнка только плюсы: раннее обучение использованию современных технологий, возможность увлечь ребёнка делом и т.д. Следует помнить, что пользоваться компьютером детям дошкольного возраста можно не больше 10-15 минут в день, детям младшего школьного возраста – не больше 20-30 минут в день. Причём в любом случае необходимо выполнять элементарные правила безопасности: на столе, рядом с компьютером, должна быть настольная лампа, хорошо освещающая монитор; нужно следить за расстоянием, на котором находится компьютер от Вашего малыша; контролировать осанку ребёнка.

Разговаривая с младшими школьниками, часто можно услышать, что они стремятся домой с единственной целью – поскорее сесть за монитор компьютера, чтобы вновь погрузиться в этот иллюзорный мир. На сегодняшний день одно из самых страшных «наказаний» для школьника – это запрет на использование Интернета.

Так, компьютер постепенно заменяет современным детям родителей, друзей, учителей, становится для них реальным, а не виртуальным пространством, превращается в пагубную зависимость.

Ежедневные беседы с подростками на тему использования ими Интернета приводят к следующим выводам:

1) Большинство учащихся 8-11 классов используют виртуальные ресурсы с целью общения в социальных сетях;

2) Остальные дети проводят время за компьютером, играя в виртуальные игры.

Разумеется, многие подростки откровенно лукавят, говоря, что не посещают сайты порнографического, насильственного или экстремистского содержания (к сожалению, таких сайтов в Интернете превеликое множество). В силу возрастных особенностей подростки нередко интересуются подобной тематикой, однако на сегодняшний день в нашей стране не существует единого закона, охраняющего наших детей от подобных материалов, и это действительно является огромной проблемой.

Следует отметить, что Интернет может оказывать вредное влияние не только на психологическое, но и физиологическое здоровье детей. Частая работа за компьютером приводит к ухудшению зрения, нарушению осанки, ожирению, возникновению хронических головных болей и т.д. Кроме того, частое использование компьютерной мыши маленькими детьми приводит к неправильному формированию кисти руки, что впоследствии может стать причиной трудностей в освоении навыков письма, плохого подчерка и т.д.

Именно по этой причине контролирование безопасного использования Интернет-ресурсов детьми и подростками возлагается на их родителей и классных руководителей. Следует помнить, что контролировать – не значит запрещать (тем более, что это бесполезно и нередко приводит к прямо противоположному результату, особенно в подростковом возрасте). Ребёнку нужно объяснять, почему нужны ограничения в работе с компьютером, чем опасен Интернет для его здоровья и самочувствия. Ошибочно думать, что в разговорах с детьми о вреде нерационального использования Интернета нет смысла, так как они всё равно поступят по-своему. В нашей школе после проведения нескольких уроков здоровья, посвящённых правилам пользования Интернет-ресурсами, времяпрепровождения учащихся за компьютером понизилось с 3 до 1 часа в день. Также существуют определённые компьютерные программы, блокирующие рекламу и сайты, запрещённые для детей (их можно приобрести в специализированном магазине и установить самостоятельно на домашнем компьютере).

Таким образом, без участия взрослого человека ребёнок не сможет научиться грамотно пользоваться Интернетом. К примеру, несмотря на более чем активное использование виртуальных ресурсов, в большинстве случаев подростки не умеют найти действительно полезный и нужный им материал (информацию о ВУЗах, вступительных экзаменах, проходных балах ЕГЭ и т.д.). Несмотря на глобальный поток информации, подростки часто оказываются абсолютно невежественными в самых простых вопросах (к примеру, у некоторых старшеклассников вызывает недоумение аббревиатура «СМИ»; многие подростки не имеют представления о существовании в Интернете программ-переводчиков иностранного текста, электронных библиотек и словарей и т.д.).

Таким образом, необходимо постепенно обучать детей и подростков правильной работе с Интернетом, наглядно демонстрировать реальные возможности виртуальных ресурсов, показывать, насколько полезными могут быть эти источники информации.

Каковы же движущие механизмы «погружения» современных детей и подростков в виртуальное пространство? Рассмотрим основные причины компьютерной зависимости школьников.

1. Неудовлетворённость реальным социальным положением.

Человек устроен таким образом, что, не находя понимания и поддержки в реальном мире, он неизбежно будет стремиться в мир своих фантазий и грёз. Можно сказать, что социальные сети выполняют для юношей и девушек именно эту функцию. К примеру, если подросток имеет трудности в социальных взаимоотношениях (имеет мало друзей, пережил развод родителей, непопулярен среди сверстников, семья имеет низкий достаток и т.д.), то личная страничка в Интернете может скомпенсировать недостаток внимания со стороны окружающих (подростки часто «добавляют» себе в друзья огромное количество совершенно незнакомых людей; часто их число переваливает за сотню).

Иногда родители, не имея возможности проводить со своими детьми много времени, сами становятся невольными провокаторами «погружения» детей в виртуальный мир. К примеру, одна женщина обратилась ко мне с просьбой поработать с её сыном, у которого она сама начала подозревать компьютерную зависимость. Мальчику было 14 лет, и он ежедневно проводил за компьютером до 6 часов. Разговаривая с мамой, мне удалось узнать следующее: родители мальчика находятся в постоянном конфликте, угрожают друг другу разводом, причём каждый из родителей пытается «перетащить» ребёнка на свою сторону. Мальчик, устав от постоянных родительских ссор, начал искать выход из этой ситуации в Интернете, который давал ему возможность хотя бы на время отрешиться от насущных проблем. Родители ребёнка в конечном счёте развелись, но сделали это правильно: каждый родитель объяснил мальчику, что они оба будут присутствовать в его жизни, проводить с ним всё своё время и выполнили своё обещание. Родители объяснили ребёнку, что они очень его любят и причины их расставания никак с ним не связаны, просто мама и папа. но больше не могут жить вместе. Прошло время, мальчик привык к данной ситуации, отсутствие постоянных конфликтов между родителями благотворно сказалось на его самооценке, и вопрос о постоянном пребывании в Интернете постепенно исчез.

2. Отсутствие уверенности в себе.

Многие подростки, несмотря на свою внешнюю самоуверенность, на самом деле робки и застенчивы. В обществе взрослых людей они могут демонстрировать свою самостоятельность, но, попадая в компанию сверстников, тут же становятся тихими и пассивными. Социальные сети в данном случае компенсируют подростковую неуверенность, ведь в виртуальном пространстве можно создать любой образ, полностью изменить имидж и т.д. Ту же функцию выполняют и компьютерные игры, где школьник может почувствовать себя в роли супергероя, могущественного волшебника, короля и т.д.

3. Недостаток общения в реальности.

К сожалению, современные школьники редко общаются между собой за пределами школы. Часто даже лучшие друзья контактируют только в социальных сетях. Соответственно, навык реального общения постепенно утрачивается.

Категория: Информатика
15.01.2018 17:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП