СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции»
В. А. Сухомлинский.
Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать новые инновационные, интерактивные технологии в обучении подрастающего поколения.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня, фактически, уже становятся малоэффективными и продуктивными методы, основанные на использовании словесно-книжных методик воздействия с опорой на традиционные средства обучения. Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. В толковом словаре термин «образование» трактуется так– « существительное, образованное от глагола "образовывать" в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое». Так что новое – это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998).
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения.
Анализируя многолетнюю работу нашего учебного учреждения, которое за годы своего существования многократно меняло свой статус и названия, эволюционируя из обычной общеобразовательной школы №54 до многопрофильного лицея, и в конце концов, став общеобразовательной школой с углублённым изучением отдельных предметов, можно однозначно сказать, что весь педагогический коллектив шёл весь этот долгий путь становления в ногу со временем и современными запросами государственного заказа.
На протяжении каждого нового учебного года под руководством школьного МО проводятся «педсоветы – тренинги», « мастер классы», «педсоветы семинары»,
« методические круглые столы», где каждый педагог может поделиться со своими коллегами наработками и личным опытом.
Осуществляя регулярный мониторинг деятельности учителей в нашей образовательной организации можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии, которые применяются ими при проведении современных уроков с учётом требований нового государственного стандарта нашей молодой республики. Особенно хочется выделить следующие :
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
Эти методики широко применяют в своей педагогической практике учителя естественно научных, гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Как результат неоднократно наши учащиеся выступали на научных конференциях в ВУЗах нашего города.
б) информатизация привлекательна тем, что снимается психологическое напряжение во время обучения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям - "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
Информатизация позволяет нашим педагогам решить проблему профориентации на современном трудовом рынке, знакомя учащихся с современными требованиями работодателей.
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Повышая уровень собственной компьютерной грамотности, наши учителя приобретают ещё больший авторитет, являясь активными пользователями современных социальных сетей.
г) благодаря использованию методики ИКТ, во многом решилась проблема получения учащимися с особыми потребностями, находящимися на надомном обучении, дистанционного образования и метода контроля знаний учащихся.
В школе много лет существует проблема получения детьми инвалидами, закреплёнными за школой, полноценного современного образования. Компьютерная грамотность наших педагогов даёт им такую возможность и широко используется учителями различных учебных дисциплин.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Эта технология широко используется нашим коллективом при работе с детьми, находящимися на внутришкольном учёте и детьми с особыми потребностями.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости является неотъемлемой частью отслеживания успеваемости и качества знаний учащихся, поэтому является регулярной составляющей образовательного процесса в нашей школе. Эта методика позволяет учителю отслеживать закономерности и составлять собственные планы самообразования. Для этого администрация нашей школы имеет многолетнюю мониторинговую базу, которая позволяет прогнозировать дальнейшие результаты образовательного процесса.
Является обязательным фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества, конкурсах, фестивалях и др. Именно поэтому наш коллектив принимает участие в огромном количестве воспитательных мероприятий как местного, так и международного значения. При этом огромным стимулом для ребят являются результаты их творческой деятельности в виде грамот, дипломов и сертификатов.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике нашего педагогического коллектива применяются различные комбинации этих приемов.
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Поэтому огромной помощь и подспорьем в работе учителя является помощь школьного практического психолога, социального педагога, логопеда, ведь их работа построена в тандеме с образовательным процессом.
Таким образом, опыт работы нашей школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
В этом учебном году наша школа решением педагогического коллектива выбрали методическую тему для работы «Продуктивное обучение в условиях модернизации образования в школе».
В течение первого семестра текущего учебного года в школе прошёл конкурс творческих наработок, проектов, методик среди педагогов и по результатам голосования среди учителей и учащихся были выбраны победители. Ими стали следующие учителя: истории Долгих Н.Г.( учитель высшей категории) с проектом «Древний Египет и современный»; русского языка и литературы Журавлёва А.Ю.(высшая категория, звание старший учитель) с уроком – презентацией «Маленький человек ХХ в. в мире всеобщей пустоты», а также биологии и химии Тарнавская С.Ю.( высшая категория) с интерактивным дифференцированным зачётом с применением ИКТ «Неметаллы и их соединения». Именно эти работы приняли участие в «Виртуальной выставке – презентации».
Эти учителя являются постоянными членами школьного МО, членами жюри предметных олимпиад и МАН различного уровня, участвуют в школьных, городских и областных конкурсах и мероприятиях. Они периодически делятся своими наработками и опытом с коллегами других школ, размещают свои творческие работы, используя различные интернет ресурсы.
В их планах самообразования и перспективе работы нашего учебного учреждения заложены дальнейшее усовершенствование компьютерной грамотности, внедрение современных методик преподавания, участие в вебинарах, форумах и других образовательных мероприятиях. Очень перспективными является использование современных «облачных технологий», позволяющих хранить и обмениваться информацией друг с другом, что позволит ещё больше расширить поле образовательной деятельности.
Вышеперечисленные работы учителей, представленные на «Виртуальную вставку – презентации» иллюстрируют следующие виды инновационной деятельности:
При работе над проектом «Египет» были использованы как исторические исследовательские моменты из древности, так и современные словесные и фотонаблюдения учащихся посетивших современный Египет, что позволило на уроке сложить общую картину по поставленной теме. Такая форма позволяет охватить огромный объём материала и даёт возможность учащемуся раскрыть себя как исследователю и автору.
При составлении плана над интерактивным зачётом по химии учащиеся выступили самостоятельно авторами своих мини проектов и имели возможность защитить их перед аудиторией одноклассников, которые сами выставляли баллы по заранее выдвинутым критериям
Он был применён во всех работах учителей и отвечал всем современным требованиям учебных презентаций. Это увеличивает наглядность и визуализацию при изучении материала или его обобщении.
Работая над созданием урока по новелле Ф.Кафка «Маленький человек ХХ в. в мире всеобщей пустоты», учитель использовал различный медиоматериал: портрет писателя, картины и иллюстрации, тесно связанные как с текстовым материалом урока, так и биографией писателя, картинки, иллюстрирующие мир героев произведения и те символы в них, о которых говорит писатель, также была проведена параллель между содержанием произведения и живописью ( картина Мунка «Крик»), музыкальными произведениями (Паганини каприс №24 и композиции Альбинони «Адажио», группы «Ping Flooid» « Стена»), русской литературой ( стихотворения А.Фета «Смерть» и Н.Гумилёва «Ещё не раз вы вспомните меня»).
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Этот же метод применим к выполнению контрольной тестовой работы на уроке, что показал зачёт по химии ( этот метод позволяет снять нервное напряжение с учащихся во время контроля знаний).
При проведении зачёта по химии были использованы Веб камеры и программы «Скайп», позволившие присутствовать на зачёте учащейся, находящейся на индивидуальном обучении в этом классе, физическое состояние которой не позволило присутствие на уроке. Это позволило ребёнку принять полноценное участие в учебном процессе, обсуждении отдельных моментов, самооценки и контрольном оценивании по теме с получением зачётки в электронном виде.
В конечном счёте мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; повысить роль наглядности в учебном процессе; -позволяют увеличить время работы на уроке учеников -удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; -освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний; повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; -проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; -углубить степень отработки практических умений и навыков; -вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; -выработать умение составлять алгоритмы организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости. повышает мотивацию и познавательною активности повысит качество обучения.
Закончить презентацию и защиту работы нашей образовательной организации хочется словами Януша Корчака;
«Когда копаешь колодец, работу начинаешь не с глубокого дна: сначала широко разбрасываешь поверхностный слой, отбрасываешь землю, лопату за лопатой, не зная, что там ниже, сколько перепутанных корней, какие препятствия и лишения, сколько тяжёлых, закопанных другими и тобой, забытых камней и разных твёрдых предметов в глубине. И лишь потом тебе сможет открыться, как результат неимоверных усилий, истинно чистый и живительный источник!»
Януш Корчак
© 2019, Тарнавская Светлана Юрьевна 600