СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная педагогическая деятельность преподавателя специальных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных областях жизни, возросшая скорость обновления научных знаний, быстрая смена ситуаций деятельности характеризуют развитие общества в начале ХХI века. Возникло острое противоречие между традиционностью образовательной сферы и потребностями быстро развивающегося социума.

Снять его можно только через активный процесс преобразования педагогических систем и организацию в них инновационной деятельности.

В нынешних условиях, предъявляются повышенные требования к профессиональным и личностным качествам. Разностороннее индивидуальное развитие, радикальное повышение профессионализма, переориентация на производительность, трансформация содержания образования предусматривает формирование качественной педагогической позиции, выработка и внедрение которой невозможно без создания соответствующих условий. Сегодня процесс обучения целесообразно организовывать таким образом, чтобы как можно более многогранно и всесторонне развить личность студента, открыть в нем скрытые возможности и побудить его к активным действиям в приобретении знаний. Важную роль в этом играет целенаправленная педагогическая деятельность, которая не будет иметь успеха без применения инноваций, ведь жизнь не стоит на месте.

Инновационная активность – важнейший показатель, отражающий темпы, масштабы и продолжительность разработки и внедрения нововведений. Инновационную активность образовательной организации можно отследить и оценить через интенсивность преобразований, частоту и продуктивность педагогических нововведений/ новшеств, влияющих на качество среды образования, качество образовательного процесса, качество результатов деятельности. Данное направление деятельности образовательной организации зависит от подготовки её менеджеров к управлению инновационной, научно-исследовательской, научно-методической деятельностью педагогических работников.

Современная наука определяет «инновацию» (педагогическую), как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление» [1]. Специфика образовательных инноваций заключается в том, что и объект воздействия инноваций (то новшество, на создание которого направлены действия субъектов инновационной деятельности) и предмет деятельности (разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п.) связаны с личностью студента и преподавателя.

Готовность педагога к инновационной педагогической деятельности – это его способность

создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного. Создание инновационной образовательной среды невозможно без педагогов, которые в своей профессиональной деятельности придерживаются инновационного поведения. Инновационная педагогическая деятельность предполагает не только приспособление, но максимальное развитие своей индивидуальности, творчества, самоактуализации т.е. активное и систематическое творчество в педагогической деятельности [2]. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где создаются условия для развития творческого воображения, мышления, интуиции, речи [3]. Современный студент на уроке не только «слушатель» или «зритель». Сегодня он активный участник образовательного процесса. Поэтому на своих уроках мы применяем элементы инновационных технологий. Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на разностороннее, свободное и творческое развитие студента как субъекта деятельности. К этим технологиям относятся проблемное обучение, метод проектов, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Ниже приведем примеры некоторых приемов технологии развития критического мышления, которые мы применяем на своих уроках по специальным предметам. Прием «Корзина идей» – это возможность организации индивидуальной и групповой работы студентов на этапе актуализации знаний. Студенты собирают в «корзину» все то, что имеет отношение к теме: идеи, термины, предположения. Составление кластера помогает развивать умение представлять информацию в различных видах. Кластер – это способ сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему. Прием «Инсерт» или «пометки на полях»– это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. Эффективным инструментом рефлексии является синквейн. Этот прием позволяет развивать у студентов способность кратко выражать суть того или иного вопроса. Составление синквейна требует синтеза информации и материала в коротких выражениях, приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять наиболее удачные варианты. Синквейны эффективны при сборе, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании словарного запаса студентов [4]. Таким образом, применение на уроках специальных дисциплин элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности. Использование современных педагогических технологий – работа непростая, но интересная. Главным же является то, что студенты мыслят самостоятельно, работают не по шаблону, стремятся к творчеству.

Педагогическая инноватика относительно молодая отрасль знаний и, по мнению А.В. Хуторского, подразумевает учение о создании педагогических новшеств, их оценку и освоение педагогическим сообществом, а также использование и применение на практике [5]. По мнению Лазарева С.В. в основе инновационного процесса лежит инновационная деятельность как «. целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности средствами создания, распространения и усвоения новых образовательных систем или любых их компонентов. » [6]. Объектом инновационной деятельности является инновация (нововведение).

Инновационные методы облегчают изучение, запоминание и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию и повышению профессиональных качеств будущего специалиста, способствуют выработке новых, оригинальных подходов к профессиональным ситуациям и к будущей профессии.

Инновационная по содержанию и характеру общемировая динамика развития общественных процессов требует от Казахстана выбора опережающей модели дальнейшего развития, мобилизации общественных ресурсов. Ведущую роль в нем начинают играть инновации, которые является неотъемлемой частью в развитии науки и культуры в целом и образовательно-педагогической теории в частности, поскольку именно с помощью инноваций образование совершает поступательное шаг вперед. Сегодня в нашей стране проблеме "инновации", в том числе и подготовке преподавателей к инновационной педагогической деятельности уделяется большое внимание. Кое-что уже сделано, но остается немало нерешенных проблем. Обществу нужны творческие, мобильные люди, специалисты (новых) знаний. Именно поэтому так важно и необходимо подготовить преподавателей к инновационной педагогической деятельности, обеспечивающих эффективность системы образования.

Список литературы

  1. Педагогический словарь/Инновация: словарь педагогических терминов.
  2. Перекрестова Т. О готовности учителя к инновационной педагогической деятельности // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. - № 2. – С.3-5
  3. Зубрева Т.Н. Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего /Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами/ - МПГУ - 2017г.

4. Фокина В.Н. Формирование инновационной культуры преподавателя вуза: Социологический аспект управления: Автореф. дис…канд. социол. наук./ В.Н.Фокина. - Москва. – 2001г. - 21 с.

5. Новикова Т. Эксперт по инновационной деятельности // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 3. – С.26-44.

6. Новрузова, О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. /[сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с.

8. Касаткина, Н.Э., Лях, Ю.А. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования// Вестник КГУ, 2011. - № 1(45). – С. 71-75.

Категория: Всем учителям
15.10.2018 20:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!