СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная технология - Языковой портфель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковой портфель - инновационный подход к оценке и самооценке

 деятельности младших школьников

    Обучение иностранному языку в начальной школе, как правило, направлено на развитие личности учащегося и создание условий для наиболее полной реализации ее потенциала. Акцент делается на создании мотивации к изучению языков и культур. В этом контексте представляется значимым помочь учащемуся осмыслить приобретаемый опыт общения и обеспечить осознанную, продуктивную деятельность по изучению предмета.

В младшем школьном возрасте у детей происходит формирование самооценки, которая складывается из оценки своих психических качеств (память, мышление и д.) на уровне осознания причин своих успехов и неудач. Роль взрослого (учителя, родителей) наиболее значима. В психологии самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей (А.В. Петровский).

В настоящее время существуют новые подходы к оценке и самооценке деятельности младших школьников при изучении иностранных языков, которые связаны с разработкой и внедрением в начальную школу особого методического инструмента «Языковой Портфель» (ЯП). Год назад я выбрала этот инструмент в качестве темы по самообразованию и хотела бы остановиться на этом подходе подробнее.

    Языковой Портфель - это пакет документов, которые позволяют обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком вне зависимости от используемых методов и средств обучения. ЯП для начальной школы представляет собой пособие - иллюстри­рованный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит яс­ные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.

Считаю, что работа с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку:

- маленькому ученику важно осознание успеха - причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;

- младшие школьники стремятся получить оценку себе и сво­ей деятельности со стороны взрослых - только так развивается их самооценка:

 - ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;

- помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;

- работа с ним развивает все психические процессы детей - вос­приятие, мышление, внимание, память и воображение.

     Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключаются в следующем:

- создание условий для  мотивации в изучении неродного языка и осознании ценности межкультурного общения в своём регионе, своей стране и за её пределами;

- организация самостоятельной работы по овладению неродными языками;

- определение (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

    Работа с ЯП помогает учителю:

- повысить мотивацию в преподавании любого неродного языка; -  планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отражённые в ЯП как цели обучения;

- помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овла­дения языком и тем самым формировать автономность обучающегося;

- вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;

- повысить свое профессионально-методическое мастерство.

 

 

 

     Языковой Портфель включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях ЯП и небольшой автобиографической страничкой.

     Раздел 1 носит название «Языки, которые я знаю» (по европейской терминологии «Языковой Паспорт»). В нем учащиеся описывают свой опыт изучения языков и межкультурного общения, определяют свой уровень владения иностранным языком. Данный раздел реализует социальную функцию следующим образом: при заполнении «Паспорта» школьник впервые задумывается на каком языке говорит его семья, родственники, знакомые.

    Раздел 2 называется «Мои успехи» («Языковая биография») и предназначен для формирования самостоятельной оценки учащимися своих успехов в изучении иностранного языка. Данный раздел реализует педагогическую функцию и может быть использован на уроках иностранного языка при проверке домашнего задания, при обсуждении презентаций творческих работ, перед изучением новой темы с целью демонстрации перспектив в дальнейшем овладении иноязычным общением.

    Раздел 3«Моя копилка» («Досье») реализует информационную функцию ЯП. Это специальная папка, куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и по­казать другим, то есть конкретные продукты своей деятельности: картинки с подписями на иностранном языке, письменные задания, фотографии, письма от друга, от родственников, тетрадь для контрольных работ с оценками и т. п. Материалы копилки хранятся в папке вместе с Портфелем.

Работая с данным разделом, школьники демонстрируют свои достижения в виде конкретного продукта. По опыту работы с ЯП отмечаю, что презентацию «Копилок» можно готовить парами или небольшими группами, предварительно обсудив с классом критерии отбора материалов.

   Языковой Портфель - собственность ученика. Одной из главных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно (автономно) овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель призван помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки и наметить пути их устранения.

   Перейдём к описанию технологии использования ЯП в образова­тельном процессе.

 Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н.рекомендуют начать работу с ЯП во 2-м классе. Опыт показы­вает, что достаточно уделить время на двух занятиях для ознакомления детей с этим документом: сначала - для того, чтобы объяснить цели, содержание и структуру ЯП; на другом занятии - для заполнения раздела «Языки, которые я знаю». Я приношу распечатанные портфели в класс, раздаю их каждому ученику и рассказываю о том, зачем нужен ЯП и из чего он состоит. Дети листают Портфель, смотрят, где и на какой странице находится тот или иной раздел: где заканчивается одна часть и начинается дру­гая. Дети могут (с помощью учителя или родителей) вклеить свою фотографию, написать своё имя и заполнить автобиографическую страничку.

   Можно, по желанию детей, сделать записи и в первом разделе «Языки, которые я знаю». Большую же часть времени во втором классе должна занимать работа с третьим разделом - «Копилкой». К таблице самооценки и к таблицам «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи», дети  будут обращаются также и в 3-4-м классах.

   В первом разделе, «Языки, которые я знаю»,  дети закрашивают воздушные шарики - неродные языки (английский, не­мецкий, французский, немецкий и др.), которые они знают.

Для выполнения следующих заданий может понадобится помощь родителей. Здесь дети могут написать о том, на каких языках говорят их ро­дители, бабушка с дедушкой, а также о том, на каком языке говорят они в семье и в школе.

   Можно также дополнить  задания, нацеленные на то, чтобы помочь детям осо­знать свой каждодневный опыт использования неродных языков и опыт приобщения к культуре стран изучаемых языков.

   Таблица самооценки и таблица коммуникативных умений, пред­ставленные в первом разделе, позволяют маленьким ученикам определить свой уровень владения языком.

    Внутри каждого уровня представлены умения аудирования (Когда я слушаю, я умею), говорения (Когда я разговариваю, я умею), чтения (Когда я читаю, я умею), письма (Я умею писать. Если ученик, по его мнению, сделал первый шаг  в умении слушать и понимать, он закрашивает соответствующий квадрат напротив слов «Когда я слушаю, я понимаю». При работе с та­блицами учитель помогает детям. При закрашивании картинок ученик руководствуется правилами, с которыми его знакомит учитель:

- если ученик умеет делать что-то самостоятельно, легко, быстро и хорошо, то он закрашивает всю картинку целиком;

- если ученик делает что-то медленно, недостаточно хорошо и с помощью учителя, то он закрашивает только половину картинки, со­гласно данному в ЯП образцу;

- если ученик еще не умеет это делать, то картинка остается не­закрашенной.

   Возможно, при остальных обращениях, к концу 4-го класса, ученик закрасит все картинки полностью. Кроме того, в рамках каждого вида речевой деятельности есть пустые картинки, в которые ученик может вписать то, что, по его мнению, он также умеет или может делать.

   Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, рекомендуем использовать следующие установки при орга­низации работы с различными видами речевой деятельности.

   Аудирование представлено символом «Дерево с листочками», поэтому задание можно сформулировать так; «Ребята, мы слушаем, как шумят листочки на деревьях, как поют птички, и мы также слушаем и умеем понимать речь людей, которые говорят на неродных для нас языках. Да­вайте посмотрим, что мы, когда слушаем, умеем понимать очень хорошо, недостаточно хорошо и чему ещё" нам предстоит научиться».

   Говорение представлено символом «Дом, который мы строим»: «Ребята, вы знаете, что дом строится кирпичик к кирпичику, также и мы строим своё высказывание. Когда мы закрасим все кирпичики, мы построим дом на зелёной странице и сделаем первый шаг в уме­нии говорить на неродном языке. Давайте посмотрим, что мы умеем делать, когда разговариваем».

   Чтение представлено символом «Кораблики на фоне раскрытой книги»: «Отправляемся в путешествие в страну чтения. Путешество­вать будем на корабликах. Давайте посмотрим, что мы умеем читать и понимать».

   Письмо представлено символом «Карандаши»: «Теперь отправля­емся в страну письма. Карандаши помогут нам определить, что мы умеем писать хорошо, что недостаточно хорошо и чему ещё нам надо научиться».

   В рамках каждого вида речевой деятельности детям предлагается выбрать, а потом закрасить то, что они умеют делать, то есть оце­нить свои успехи. Обязательна проверка результатов самооценки, так ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью упражне­ния. Оценить свои собственные способности - непростая задача для детей, поэтому ученика нужно подготовить к самооценке, которую ему предлагает ЯП.

   Подобные виды деятельности обеспечивают осознанное овладение языком и помогают ученикам развивать свои учебные умения и от­ношение к изучению языков и культур. Учитель помогает ученику не просто фиксировать его достижения, но и показывает, что ещё ему нужно выучить, чему научиться, чтобы уметь использовать не­родной язык. Учитель помогает маленьким ученикам осознать свои достижения и промахи и выработать пути по совершенствованию своей работы над языками.

   Таким образом, Языковой Портфель позволяет наглядно предста­вить компетенции ученика в 4 видах речевой деятельности по иностранному языку.

   Третий раздел - «Копилка». Это единственный раздел Языкового портфеля, с которым дети работают постоянно, начиная с первого года обучения новым языкам. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.

 

 

   Последняя страница ЯП предназначена для учителя, который запол­няет её по окончании учеником начальной школы, на этой странице даётся характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности. В конце страницы необходимы подпись учителя, дата и печать школы.

   Использование технологии «Языковой Портфель», как видно из вышеизложенного, требует определённой совместной работы ученика и учителя.  Учителя, работающие с Языковым Портфелем, отмечают, что это помогает школьникам осознать мультилингвальное и мультикультурное многообразие своего ближайшего окружения; развивать адекватную самооценку; четко видеть свои успехи и учиться быть более ответственным за процесс и результат своей работы. Внедряя данный раздел в содержание обучения, учитель может организовывать индивидуальную работу учащихся, делает наглядными и прозрачными успехи учеников как для них самих, так и для родителей.

  Языковой Портфель для начальной школы отвечает всем требованиям личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению языкам и реально повышает статус младшего школьника как субъекта учебного процесса и межкультурной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Европейский Языковой портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет). - М.: МГЛУ, 2002.

2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Российский Языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителей и родителей. - М.: МГЛУ, 2003.

3. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы// Иностранные языки в школе. – 2008. - №5. – С. 9-13.

 

Информационные источники

Интернет – ресурсы:

www.openclass.ru

www.englishteachers.ru

www.titul.ru

http://www.it-n.ru/

http://pedsovet.su/

http://tea4er.ru/

17.02.2015 15:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!