СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Языковой портфель - инновационный подход к оценке и самооценке
деятельности младших школьников
Обучение иностранному языку в начальной школе, как правило, направлено на развитие личности учащегося и создание условий для наиболее полной реализации ее потенциала. Акцент делается на создании мотивации к изучению языков и культур. В этом контексте представляется значимым помочь учащемуся осмыслить приобретаемый опыт общения и обеспечить осознанную, продуктивную деятельность по изучению предмета.
В младшем школьном возрасте у детей происходит формирование самооценки, которая складывается из оценки своих психических качеств (память, мышление и д.) на уровне осознания причин своих успехов и неудач. Роль взрослого (учителя, родителей) наиболее значима. В психологии самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей (А.В. Петровский).
В настоящее время существуют новые подходы к оценке и самооценке деятельности младших школьников при изучении иностранных языков, которые связаны с разработкой и внедрением в начальную школу особого методического инструмента «Языковой Портфель» (ЯП). Год назад я выбрала этот инструмент в качестве темы по самообразованию и хотела бы остановиться на этом подходе подробнее.
Языковой Портфель - это пакет документов, которые позволяют обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком вне зависимости от используемых методов и средств обучения. ЯП для начальной школы представляет собой пособие - иллюстрированный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.
Считаю, что работа с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку:
- маленькому ученику важно осознание успеха - причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
- младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых - только так развивается их самооценка:
- ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
- работа с ним развивает все психические процессы детей - восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключаются в следующем:
- создание условий для мотивации в изучении неродного языка и осознании ценности межкультурного общения в своём регионе, своей стране и за её пределами;
- организация самостоятельной работы по овладению неродными языками;
- определение (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.
Работа с ЯП помогает учителю:
- повысить мотивацию в преподавании любого неродного языка; - планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отражённые в ЯП как цели обучения;
- помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком и тем самым формировать автономность обучающегося;
- вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
- повысить свое профессионально-методическое мастерство.
Языковой Портфель включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях ЯП и небольшой автобиографической страничкой.
Раздел 1 носит название «Языки, которые я знаю» (по европейской терминологии «Языковой Паспорт»). В нем учащиеся описывают свой опыт изучения языков и межкультурного общения, определяют свой уровень владения иностранным языком. Данный раздел реализует социальную функцию следующим образом: при заполнении «Паспорта» школьник впервые задумывается на каком языке говорит его семья, родственники, знакомые.
Раздел 2 называется «Мои успехи» («Языковая биография») и предназначен для формирования самостоятельной оценки учащимися своих успехов в изучении иностранного языка. Данный раздел реализует педагогическую функцию и может быть использован на уроках иностранного языка при проверке домашнего задания, при обсуждении презентаций творческих работ, перед изучением новой темы с целью демонстрации перспектив в дальнейшем овладении иноязычным общением.
Раздел 3 – «Моя копилка» («Досье») реализует информационную функцию ЯП. Это специальная папка, куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и показать другим, то есть конкретные продукты своей деятельности: картинки с подписями на иностранном языке, письменные задания, фотографии, письма от друга, от родственников, тетрадь для контрольных работ с оценками и т. п. Материалы копилки хранятся в папке вместе с Портфелем.
Работая с данным разделом, школьники демонстрируют свои достижения в виде конкретного продукта. По опыту работы с ЯП отмечаю, что презентацию «Копилок» можно готовить парами или небольшими группами, предварительно обсудив с классом критерии отбора материалов.
Языковой Портфель - собственность ученика. Одной из главных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно (автономно) овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель призван помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки и наметить пути их устранения.
Перейдём к описанию технологии использования ЯП в образовательном процессе.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н.рекомендуют начать работу с ЯП во 2-м классе. Опыт показывает, что достаточно уделить время на двух занятиях для ознакомления детей с этим документом: сначала - для того, чтобы объяснить цели, содержание и структуру ЯП; на другом занятии - для заполнения раздела «Языки, которые я знаю». Я приношу распечатанные портфели в класс, раздаю их каждому ученику и рассказываю о том, зачем нужен ЯП и из чего он состоит. Дети листают Портфель, смотрят, где и на какой странице находится тот или иной раздел: где заканчивается одна часть и начинается другая. Дети могут (с помощью учителя или родителей) вклеить свою фотографию, написать своё имя и заполнить автобиографическую страничку.
Можно, по желанию детей, сделать записи и в первом разделе «Языки, которые я знаю». Большую же часть времени во втором классе должна занимать работа с третьим разделом - «Копилкой». К таблице самооценки и к таблицам «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи», дети будут обращаются также и в 3-4-м классах.
В первом разделе, «Языки, которые я знаю», дети закрашивают воздушные шарики - неродные языки (английский, немецкий, французский, немецкий и др.), которые они знают.
Для выполнения следующих заданий может понадобится помощь родителей. Здесь дети могут написать о том, на каких языках говорят их родители, бабушка с дедушкой, а также о том, на каком языке говорят они в семье и в школе.
Можно также дополнить задания, нацеленные на то, чтобы помочь детям осознать свой каждодневный опыт использования неродных языков и опыт приобщения к культуре стран изучаемых языков.
Таблица самооценки и таблица коммуникативных умений, представленные в первом разделе, позволяют маленьким ученикам определить свой уровень владения языком.
Внутри каждого уровня представлены умения аудирования (Когда я слушаю, я умею), говорения (Когда я разговариваю, я умею), чтения (Когда я читаю, я умею), письма (Я умею писать. Если ученик, по его мнению, сделал первый шаг в умении слушать и понимать, он закрашивает соответствующий квадрат напротив слов «Когда я слушаю, я понимаю». При работе с таблицами учитель помогает детям. При закрашивании картинок ученик руководствуется правилами, с которыми его знакомит учитель:
- если ученик умеет делать что-то самостоятельно, легко, быстро и хорошо, то он закрашивает всю картинку целиком;
- если ученик делает что-то медленно, недостаточно хорошо и с помощью учителя, то он закрашивает только половину картинки, согласно данному в ЯП образцу;
- если ученик еще не умеет это делать, то картинка остается незакрашенной.
Возможно, при остальных обращениях, к концу 4-го класса, ученик закрасит все картинки полностью. Кроме того, в рамках каждого вида речевой деятельности есть пустые картинки, в которые ученик может вписать то, что, по его мнению, он также умеет или может делать.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, рекомендуем использовать следующие установки при организации работы с различными видами речевой деятельности.
Аудирование представлено символом «Дерево с листочками», поэтому задание можно сформулировать так; «Ребята, мы слушаем, как шумят листочки на деревьях, как поют птички, и мы также слушаем и умеем понимать речь людей, которые говорят на неродных для нас языках. Давайте посмотрим, что мы, когда слушаем, умеем понимать очень хорошо, недостаточно хорошо и чему ещё" нам предстоит научиться».
Говорение представлено символом «Дом, который мы строим»: «Ребята, вы знаете, что дом строится кирпичик к кирпичику, также и мы строим своё высказывание. Когда мы закрасим все кирпичики, мы построим дом на зелёной странице и сделаем первый шаг в умении говорить на неродном языке. Давайте посмотрим, что мы умеем делать, когда разговариваем».
Чтение представлено символом «Кораблики на фоне раскрытой книги»: «Отправляемся в путешествие в страну чтения. Путешествовать будем на корабликах. Давайте посмотрим, что мы умеем читать и понимать».
Письмо представлено символом «Карандаши»: «Теперь отправляемся в страну письма. Карандаши помогут нам определить, что мы умеем писать хорошо, что недостаточно хорошо и чему ещё нам надо научиться».
В рамках каждого вида речевой деятельности детям предлагается выбрать, а потом закрасить то, что они умеют делать, то есть оценить свои успехи. Обязательна проверка результатов самооценки, так ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью упражнения. Оценить свои собственные способности - непростая задача для детей, поэтому ученика нужно подготовить к самооценке, которую ему предлагает ЯП.
Подобные виды деятельности обеспечивают осознанное овладение языком и помогают ученикам развивать свои учебные умения и отношение к изучению языков и культур. Учитель помогает ученику не просто фиксировать его достижения, но и показывает, что ещё ему нужно выучить, чему научиться, чтобы уметь использовать неродной язык. Учитель помогает маленьким ученикам осознать свои достижения и промахи и выработать пути по совершенствованию своей работы над языками.
Таким образом, Языковой Портфель позволяет наглядно представить компетенции ученика в 4 видах речевой деятельности по иностранному языку.
Третий раздел - «Копилка». Это единственный раздел Языкового портфеля, с которым дети работают постоянно, начиная с первого года обучения новым языкам. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.
Последняя страница ЯП предназначена для учителя, который заполняет её по окончании учеником начальной школы, на этой странице даётся характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности. В конце страницы необходимы подпись учителя, дата и печать школы.
Использование технологии «Языковой Портфель», как видно из вышеизложенного, требует определённой совместной работы ученика и учителя. Учителя, работающие с Языковым Портфелем, отмечают, что это помогает школьникам осознать мультилингвальное и мультикультурное многообразие своего ближайшего окружения; развивать адекватную самооценку; четко видеть свои успехи и учиться быть более ответственным за процесс и результат своей работы. Внедряя данный раздел в содержание обучения, учитель может организовывать индивидуальную работу учащихся, делает наглядными и прозрачными успехи учеников как для них самих, так и для родителей.
Языковой Портфель для начальной школы отвечает всем требованиям личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению языкам и реально повышает статус младшего школьника как субъекта учебного процесса и межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Европейский Языковой портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет). - М.: МГЛУ, 2002.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Российский Языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителей и родителей. - М.: МГЛУ, 2003.
3. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы// Иностранные языки в школе. – 2008. - №5. – С. 9-13.
Информационные источники
Интернет – ресурсы:
www.titul.ru
http://www.it-n.ru/
http://pedsovet.su/
http://tea4er.ru/
© 2015, Витман Татьяна Петровна 1152