СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в обучении биологии в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кожанова Валентина Петровна

Учитель МБОУ Головская ООШ

Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Целью и смыслом современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого и нравственного развития.

Инновации (англ. Innovation − нововведение) − внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Главная цель инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Какие инновационные образовательные технологии применяю на своих уроках?

1. Технология дифференциации и индивидуализации.

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащегося. Главным достоинством технологий дифференциации и индивидуализации является возможность адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.

Одним из оптимальных решений пробуждения интереса к предмету и повышению качества обучения является, на мой взгляд, использование разноуровневых заданий на различных этапах урока.

Использую следующие дифференцированные задания:

- по уровню трудности (либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных учеников);

- по объему (часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительное);

- по уровню творчества различный характер познавательной деятельности учащегося: репродуктивный или творческий, т.е. применение знаний в незнакомой ситуации, выполнение более сложных мыслительных действий: поисковых, преобразующих);

- по степени самостоятельности (выполнение заданий самостоятельно или под руководством учителя);

- по степени и характеру помощи учащемуся (стимулирующая помощь в виде организации деятельности ученика, ободрении; направляющая помощь в виде «подсказок»; обучающая помощь в виде анализа предстоящей работы и плана действий);

- дифференцированные домашние задания (по уровню трудности, по уровню творчества).

2. Групповые технологии

Групповые технологии применяю с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.

Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Учащихся, которые боятся публично выступать, можно задействовать в другой сфере деятельности: например, записывать высказывания или быть членом жюри. Например, в 6 классе по теме: «Покрытосеменные растения» для изучения нового материала применяю групповые технологии.

1.Класс делится на группы, проводится инструктаж учителя.

2.Работа в группах

3. Информационно-коммуникативные технологии

Уроки с применением ИКТ − это качественно новый тип урока. На уроках биологии применяю много наглядности, поэтому наличие компьютерных программ − необходимость в проведении современных интересных уроков. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность показывать фотографии, интерактивные схемы, таблицы, сложные биологические процессы. Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания темы.

4. Игровые технологии

Игровые технологии использую давно, они не утратили своей актуальности. В своей работе я стараюсь организовать обучение так, чтобы у всех или, по крайней мере, у большинства детей появилось желание изучать биологию. Главный путь − это вызывать интерес ребенка к изучаемому материалу. Интерес к уроку поддерживаю необычными приемами обучения, новизной подачи материала с учетом индивидуальных особенностей.

Цель моих уроков предельно проста − оживить скучное, заинтересовать обыденным, увлечь творчеством.

Большое внимание в своей работе уделяю урокам, которые представляют имитационно-деловые игры. Такие уроки моделируют профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни. Например, уроки-телепередачи (6,7 классы). На таких уроках учащиеся выступают в роли выдающихся специалистов в области биологии, экологии, кинематографистов, актеров, писателей, телезрителей. Учащиеся на таких уроках демонстрируют не только свои знания, но и творчество, юмор.

В старших классах провожу уроки-конференции ( медицинские конференции в 8 классах ), круглые столы, уроки-суды («Суд над табаком», 8 классы), уроки-размышления. Такие формы уроков позволяют учащимся перейти от пассивного восприятия темы к активному участию в решении проблем, стоящих перед человеком. Уроки игрового характера создают доброжелательный настрой и делают преподавание более эмоциональным и гуманным, а новый материал интересным и ненавязчивым.

Категория: Биология
26.03.2019 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!