СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
на уроках окружающего мира
Павлова Евгения Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Красногвардейская школа № 2»
«В оценке зачастую мало
педагогики и много власти»
Е.Ильин
(слайд 1) Учебный процесс — это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся.
(слайд 2) Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Именно на предмете «Окружающий мир» формируются такие важнейшие универсальные учебные действия (УУД), как абстрактное теоретическое мышление, способность прогнозировать, творчески мыслить, коммуникативные способности, умение работать в группе. Поэтому перед учителем встают вопросы: какие умения формировать, как формировать и каким образом отслеживать динамику уровня сформированности умений.
(слайд 3) Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».
(слайд 4) Какие же проблемы контроля и оценки на уроках «Окружающего мира» существуют:
1. Много заданий, не имеющих прямого отношения к содержанию планируемых результатов (рисование, конструирование, поиск дополнительной информации, …) На это тратится огромное количество времени и при проведении урока, и при подготовке домашнего задания, но такие упражнения не дают существенных результатов в развитии. Ещё в 1 классе можно порисовать, выучить какое-либо небольшое сообщение наизусть, но начиная со 2 класса смысла в этом очень мало.
2. Мало заданий, проверяющих практические умения и навыки учащихся (действия в жизненных ситуациях, методы наблюдения). Прежде всего, такие воображаемые ситуации: «а как бы ты поступил, если бы…», «какой метод изучения применил бы, если бы…». И этой проблеме важно уделять особое внимание, так как предмет «Окружающий мир» в наибольшей степени должен помогать ребёнку социализироваться, т.е. приспосабливаться к жизненным ситуациям, к поведению в повседневной жизни. И если делать это только на словах «надо» или «нельзя», то результата не будет. Здесь необходима абсолютно практико-ориентированная деятельность, которая на уроке «Окружающего мира» должна быть отчетливо видна.
3. Почти отсутствуют задания, которые проверяют уровень интеллектуальной деятельности учащихся: логическое мышление, воображение, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выбирать признак классификации. Практически нет заданий на постановку гипотезы, выбор доказательств. Почему я обращаю внимание на эту проблему: потому что учителя привыкли учить, как раньше в традиционной школе. Но стандарты меняются, изменилась концепция начального образования и приоритетная цель в образовании сейчас - это развитие ребёнка. И никогда ГЛАВНЫМ компонентом развития ребенка не стояли информированность и эрудиция. Это, конечно, показатели интеллекта человека, но не главные, а вот главное сейчас - это умение ребенка организовать, сделать, совершить интеллектуальную деятельность.
4. Много заданий на проверку памяти, повторение текстов. («Учим наизусть учебник»). Это, к сожалению, классика. Запоминание - это тренировка памяти и есть такая задача в начальной школе, но не на уроках «Окружающего мира».
(слайд 5) Теперь хотелось бы подчеркнуть, что особое значение уроков «Окружающего мира» в том, что они изменяют роль учащегося. Это очень важно. Если на других уроках ребенка просят «прочитай, запомни, перескажи, посчитай» и он тогда «слушатель», «зритель», «репродуктор» - простой исполнитель и в этом случае мы проверяем уровень восприятия и память. То на уроках «Окружающего мира» мы должны научить давать анализ, сравнивать и делать вывод – «исследователь» – заинтересованная активная позиция. И хорошо, когда дети высказывают разные мнения по одному и тому же вопросу, ведь только в этом случае можно организовать шикарную познавательную деятельность.
(слайд 6) Два задания по одному иллюстративному ряду:
1) Назовите всех животных. Чем они похожи, чем различаются?
2) Найдите доказательства того, что одно животное в этом ряду лишнее.
И вот тогда ребенок начинает анализировать. Не просто называть щука, акула и т.д. А думать и выискивать, кто же лишний. И это дельфин, ведь он не рыба, а млекопитающее. Таким образом, всего в одной картинке сосредоточен великолепный познавательный акт: и анализ, и сравнение, и вывод.
(слайд 7) Также важное значение имеет формирование самоконтроля и самооценки на уроках «Окружающего мира». Это то, что мы контролируем, но не оцениваем.
1. Мотив деятельности, т.е. после прочтения задания, необходимо обязательно спросить у ребенка: а понимает ли он, что будет делать и какой результат необходимо получить. Это и есть мотив деятельности, который обеспечивает принятие учебной задачи.
2. Принятие учебной задачи (учащийся анализирует «могу-не могу», «знаю- не знаю», «достаточно знаний-недостаточно знаний»). И вот вам уже познавательная деятельность.
3. Осуществляет ли учащийся контроль в процессе деятельности и после получения результата. Отслеживает ли ребёнок: а правильно ли я делаю? То есть нужно останавливать ребенка в процессе выполнения задания и спрашивать: что ты сейчас делаешь? а на каком ты сейчас этапе? какой следующий твой шаг? Поэтому очень важно, начиная с 1 класса, давать детям пошаговый алгоритм выполнения любого задания, чтобы со временем ребенок научился самостоятельно контролировать эту деятельность.
(слайд 8) Какие же специальные задания на самоконтроль и самооценку важно применять как отдельный структурный элемент урока:
1. «Разбор полётов» как говорят летчики. Выполнили любое задание - разберите. Кто ошибся, почему ошибся, с какими трудностями столкнулись и что сделать, чтобы улучшить результат. Идет обучение и главное отчетливо помнить, что контроль и оценка - не только проверка, но и метод обучения! Это обязательный компонент влияния на ребенка! Нельзя просто проверить, поставить оценку и не сделать анализ.
2. До выполнения задания обязательно предложить, читая текст, обратить внимание на…
Так как мы в школе учимся, то любое задание, даже прочитать текст, должно быть целевым, т.е. ребята должны знать, что стоит за этим заданием. Тогда учащиеся будут готовы выполнить задание и под текстом. Типичная ошибка, когда учитель предлагает прочитать текст на обозначенной странице и после задает вопросы по прочитанному, но дети не готовы на них ответить, потому что не сосредотачивались на этом. Учитель может предложить прочитать еще раз, только зачем? Необходимо сразу поставить учебную задачу - это и будет учебная ситуация, которая не может существовать без постановки целей и мотивов. Т.е. главное - определить цель чтения.
3. После выполнения заданий: обязательно предложить «Проверь себя», «Поменяйтесь тетрадями с соседом», «Оцени, смог ли ты ответить на все вопросы?», «Почему возникли трудности?», «Определи причину своей ошибки». Ребенок должен себя всё время контролировать, ставить перед собой мини-цели.
4. Очень важно: не исправлять ошибку ребенка, а подчеркнуть место, где она имеется! Вот пусть сам подумает, проанализирует, разберется и исправит.
(слайд 9) В качестве вывода хочу сказать, что организация контрольно-оценочной деятельности на уроках «Окружающего мира» очень важна, интересна и полезна. Знания отрабатываются, дети развиваются. Конечно, необходимо много времени для того, чтобы спланировать такую работу на уроке, но результаты того стоят.
© 2025, Павлова Евгения Николаевна 86