СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция предеметных областей "Математика" и "Информатика""

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе актуальный характер приобретает вопрос подготовки учащихся к профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (ИТ). Создание и реализация интегрированного учебного курса на основе содержание предметных областей «Математика» и «Информатика» для польного общего образования является одной из путей решение вышеизложенной задачи.  В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения учебные предметы «Математика» и «Информатика» представлены в единой предметной области, что констатирует  процесс взаимовлияния математики и информатики, который характеризуется следующими тенденциями. С одной стороны, динамическое развитие самой дисциплины информатики (в области теоретической информатики, языков программирования, информационных технологий, компьютерных сетей, искусственного интеллекта, квантовой информатики, технической информатики, биоинформатики, социальной информатики и др.), требуют применение математических теорий, которые были  открытым математиками в 30- х годах XX века (различные формы уточнения понятия алгоритма, неразрешимость алгоритмических проблем, вычислимость, универсальные вычислимые функции, анализ сложности алгоритмов и др.). С другой стороны, само развитие математики происходит за счет использование ИТ (параллельные вычисления, компьютерная алгебра, компьютерная графика, компьютерное моделирование и др.).

Таким образом, именно активное развитие  ИТ обусловливает пересмотр содержания предметных областей «Математика» и «Информатика». При этом, как показали  отечественные и зарубежные исследования, успешность информационно- математической деятельности  в значительной степени зависит от сбалансированности освоения и математики,  и информатики.

Опираясь на работы [8], [11], [15], под информационно-математической деятельности обучающего, будем понимать его деятельность, направленную на изучение, анализ, синтез и исследование информационных объектов, процессов различной природы, а также построение информационных моделей средствами и методами математики, реализуемых под средствами ИКТ.

За последние годы обнаруживалась общность понятийных аппаратов  предметных областей «Математика» и «Информатика» [3], [7], свойственных информатике и математике. Такие понятия как  алгоритм, дискретность, конструктивность, модель, вычислимость, анализ данных, объект, система, системный анализ, процесс, классификация, структура, табличные данные, множество, массив, формализация, результат, связь, последовательность, конечность, символ, язык, функция, схема, информационные объекты и процессы, информационные и коммуникационные технологии, информационная деятельность, информационное взаимодействие  и др. одинаково важны и употребляемые в математике и в информатике. 

На основе методической теории интеграции (М.Н. Берулов, В.С. Безрукова и др.), рассмотрим интеграцию содержания предметных областей «Математика» и «Информатика» в трех аспектах:

- на уровне общности методологических подходов к профессиональной деятельности учителей информатики и математики;

- на уровне общности понятийных аппаратов информатики и математики;

-на уровне общности средств прикладного и инструментального программного обеспечения, используемого как объект изучения и средства обучения соответственно в информатике и математике .

 Целью интеграции предметных областей «Математика» и «Информатика» является повышение фундаментальной, практической подготовки, формирование общекультурных компетенций обучающихся и подготовки учащихся к профессиональной деятельности в сфере ИТ, что влечет  за собой  необходимость  усиления фундаментальной, математической  подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Информатика», специальности «Информатика», т.е. будущих учителей информатики в педагогических вузах.

Учитывая вышесказанное, под интеграцией предметных областей «Математика» и «Информатика» будем понимать объединение в единое целое  содержательных линий, общих для математики и информатики,  общих понятийных аппаратов, общих организационных форм, методов обучения и инструментов деятельности, общих методологических подходов к профессиональной деятельности учителей информатики и математики, уровень общности средств прикладного и инструментального программного обеспечения, используемого как объект изучения и средства обучения соответственно в информатике и математике.

 

 

В структуру интегрированного курса входят:   содержательная линия; понятийный аппарат; организационные формы и методы обучения; инструментальная и программная средства.

Содержательную линию интегрированного курса составляют: система счисления и архитектура компьютера, компьютерных систем; способы измерения и представления информации; математическое и информационное моделирование объектов и процессов; алгоритмизация и программирование, оценки эффективности алгоритма;  элементы логики в информатике; элементы дискретной математики в информатике; математические основы вычислительной геометрии, компьютерной графики, вычислительный эксперимент.

К понятийному аппарату данного интегрированного курса отнесем: алгоритм, дискретность, конструктивность, модель, вычислимость, анализ данных, объект, система, системный анализ, процесс, классификация, структура, табличные данные, множество, массив, формализация, результат, связь, последовательность, конечность, символ, язык, функция, схема, информационные объекты и процессы, информационные и коммуникационные технологии, информационная деятельность, информационное взаимодействие  и др.

 

 

Обучение интегрированному курсу целесообразно осуществлять традиционной, с оптимальным использованием ИКТ [5] и в дистанционной форме обучения. При этом главным инструментом учебного курса является компьютер,  в качестве программного средства используются специализированных пакет математических программ, языки программирования, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные средства учебного назначения (ЭСУН) и др.

 

 

Категория: Информатика
29.12.2014 19:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!