СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интервью о традициях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интервью для журнала «Дошкольное образование» (№2, 2015) – оригинал

  1. Нужны ли традиции дошкольнику? Может быть, это понятие не очень сочетается с ролью экспериментатора и исследователя - основной ролью человека от 0 до 6 лет?

Если говорить о возрасте от рождения до 6 лет, то речь пойдёт о традициях, к которым дети приобщаются в семье. Традиции здесь не просто нужны, они необходимы! Конечно, маленький человек исследует мир, получая собственный опыт, но для гармоничного развития ему жизненно необходим элементарный порядок, который, в том числе, подразумевает и режим дня. Говоря о других семейных традициях, можно предположить, что в каждой семье свой устав со своими представлениями о жизни. В этой связи родителям нужно понимать одну простую истину: дети проживают все события вместе с ними и оттого, что именно является традиционным в каждой конкретной семье, зависит, какие установки ребёнок вынесет в свою самостоятельную жизнь.

2. Традиция - не скучно ли это? Может быть, люди поддерживают традиции от невозможности придумать что-то свое, авторское?

Не припомню скучных традиций. Если традиция живёт, значит, она развивается. Если она прекратила развитие, значит, от традиции осталось только воспоминание или привычка (шаблонное действие). Считаю, что поддерживают традиции как раз наиболее творческие личности, потому что возвращение к какому-то действию даёт возможность более глубокого его осмысления и, как следствие,- расширения, углубления, нового наполнения. Живая традиция не статична! Иными словами, режим поддержания традиций создаёт дополнительное поле для реализации творческого потенциала.

3. Вашему семейному проекту, посвященному традициям, уже 5 лет. Расскажите о нем подробнее. Какой путь удалось пройти за пятилетку?

Не совсем так. Тема «Семейные традиции» была предложена участникам нашего почтового семейного проекта в рамках Рождественского сезона – 2014. Ежегодно запускаются два сезона – Рождественский и Пасхальный, к которым семьи участников готовят праздничные поздравительные открытки для всех членов этого клуба. В Рождественском сезоне предусмотрена дополнительная часть, которая представляет собой ещё одно творческое задание. В прошлом году это был рассказ о семейных традициях, в новом сезоне мы расскажем друг другу о своих семьях, ранее делились семейными рецептами, сочиняли Рождественские истории.

Закрытие каждого сезона (Рождественского и Пасхального) знаменуется получением большого отзыва, в котором собраны отзывы и комментарии всех участников. Как показала практика, такое закрытие сезона является едва ли не самым важным моментом проекта.

Безусловная ценность проекта в людях, которые вот уже несколько лет проявляют интерес к этому делу и находят время, чтобы участвовать.

4. Какие традиции поддерживаете лично вы - в семье, в работе, в своем внутреннем мире?

Среди творческих традиций, кроме семейного почтового проекта, многим понравилась наша идея провожать лето. Первый раз мы сделали несколько бумажных корабликов, которые дочка сама украсила живыми цветами, и спустили их по реке. Потом мы отправляли письмо нашей бабушке, в котором была книжка-раскладушка, оформленная нашими летними творческими работами. Из новых традиций отмечу адвент-календарь. Правда, я адаптировала его под возраст дочки, а именно: для первого раза отказалась от идеи с множеством кармашков, которые всё равно будут пустовать до нужного момента (если календарь доступен ребёнку, то редко какой малыш не захочет открыть сразу все кармашки). В итоге у меня получилась тканевая ёлка с нашитыми пуговицами (количество пуговиц соответствует количеству дней ожидания) и с одним мешочком для подарков. Такой вариант адвент-календаря задуман для того, чтобы к Новому году дочка сама нарядила свою ёлочку украшениями, подготовленными по размеру мешочка, и научилась застёгивать пуговицы. Украшения сделаны из разных материалов, ими можно играть, перевешивать с места на место на ёлочке; кроме того, каждая игрушка содержит элементы, которые мы используем в ходе наших домашних тематических занятий (этой зимой мы параллельно с другими занятиями составляем свою зимнюю азбуку). Но это ещё не всё.

В прошлогоднем Рождественском сезоне акцент был сделан на семейные традиции. В моей семье много традиций, поэтому я предложила участникам собственную классификацию. Если совсем коротко, то она состоит из семи разделов: традиции организационные, интеллектуально-эстетические, творческие, календарные, долгосрочные, спонтанные и новые (на стадии формирования). Приведу несколько примеров. Удобная организационная традиция - составлять список поздравлений в виде таблицы. Точно никого не забудете!

В период от Нового года до Рождества вся семья будет доставать из маленького мешочка указания на местонахождение подарков, интересные задания и другие сюрпризы. Вариантов такого календаря и его наполнения может быть очень-очень много. Я выбираю то, что актуально для моей семьи в конкретный период времени.

Для моего внутреннего равновесия важно не отказываться от хобби, увлечений, общения, продолжать творческую самореализацию в профессии. По собственным ощущениям знаю, что поддержание таких традиций происходит интуитивно. В данном случае мне кажется, что больше не я поддерживаю эти традиции, а они поддерживают меня!

В работе традиционно не следую шаблонам даже с собственными конспектами, так как, во-первых, мне самой это было бы скучно, во-вторых, не бывает одинаковых учеников! Ценным приобретением считаю традицию посвящать время после работы семье и себе, а не снова работе, какой бы любимой, важной или перспективной она не казалась.

5. Как будет развиваться ваш проект? Видите ли вы его через10-15 лет? Каким он будет?

На ближайшую перспективу планы по развитию проекта есть. Заметила, что идея для темы следующего сезона приходит ещё на стадии запуска предстоящего. Каким будет проект через 10-15 лет? Не знаю. Возможно, это будут другие люди. Возможно, изменится что-то ещё. Что останется точно, так это православная направленность. К слову сказать, уже давным-давно я отказалась от типографских открыток в пользу открыток собственноручного изготовления. Ещё во времена студенчества возникла идея поздравлять однокурсников эксклюзивными открытками ручной работы. Художественное оформление было поручено замечательному художнику из нашей группы, а стихотворные поздравления писала я. Позднее в основе моих собственных открыток были фотографии, а сейчас я работаю с разными материалами. Так что оставить это занятие у меня уже вряд ли получится, а вот будет ли это через много лет интересно кому-то ещё, покажет время.

19.07.2016 05:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!