СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.
В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:
Данные приемы зачастую используются бессистемно, фрагментарно, что нарушает целостность процесса и не способствует формированию необходимых умений и навыков. В научно-практической литературе недостаточно раскрыт вопрос комплексного использования различных направлений здоровьесберегающих технологий в ходе коррекционно-развивающей деятельности по исправлению нарушений речи.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике не только в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, но и в создании целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Использование здоровьесберегающих технологий базируется на таких дидактических принципах, как: научность, системность, доступность, индивидуальность. Кроме того, здоровьесберегающие технологии, являясь качественной основой любой педагогической технологии, должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, сформулированным профессором Н.К.Смирновым:
В рамках коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда реализуется несколько направлений здоровьесберегающих технологий:
Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.
Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:
В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников формируются следующие умения:
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.
© 2015, Янковская Ольга Николаевна 785