СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Здоровьесберегающий подход - основа успешности ученика на логопедических занятиях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему:

«Здоровьесберегающий подход - основа успешности

ученика на логопедических занятиях».

Подготовила учитель-логопед

Бельчикова Е.Ф

Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.

А что такое здоровьесберегающие технологии? Сегодня мы часто слышим об использовании в учебном учреждении здоровьесберегающих технологий.

Что мы понимаем под этим?

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа. На первом этапе воплощается фундаментальный принцип «Не навреди!». Реализация рабочей программы включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося — его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.

Таким образом, первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

На этом этапе определение здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у школьников культуры здоровья.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого ученика в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным учеником.

Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью.

Психологи выделяют два типа неуспевающих учащихся в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.

Первый тип. Причины неуспеваемости заключаются в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, однако ученик осознает, что учиться необходимо.

Второй тип. Эти учащиеся характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Такие дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие. Более широких мотивов у них нет. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.

Однако неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное целым рядом причин, которые далеко не всегда сводятся к каким-либо отклонениям в умственном развитии школьника. Как правило, неуспеваемость является результатом определенных, сформированных в предшествующем воспитании особенностей личности ребенка, накопления пробелов в знаниях или иных причин и факторов уже не психологического порядка.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, отрицательное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает так называемая внутришкольная группа факторов. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т. п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушении здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний.

Таким образом, причины неуспешности учащихся можно сгруппировать следующим образом.

1. Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.

2. Психологические: несформированность мотивов учебной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, пробелы в знаниях, пробелы в учебных умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.

3. Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.

4. Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микро поражения коры головного мозга.

Такое разделение причин помогает не только понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьни­ка, но и определить основные траектории взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.

Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является учитель.

Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответ­ственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздейст­вие на здоровье ученика оказывает учебный процесс. В-третьих, современная ме­дицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же школы иная — сохранить и укреплять здоровье своих воспитанников. Что же может сделать учитель для сохра­нения здоровья школьника? Во-первых, обеспечить в школе, в классе наблюдение гигиенических требований. Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.

Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенности его общения с учащимися. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие не­достатки организации образовательного процесса. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников, с одной стороны, а с другой — содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка.

Успешный учитель — это творчески работающий учитель. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребенка, формированию его успешности; а следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранению его здоровья.

Создание ситуации успеха как для ученика, так и для учителя — одна из приоритетных задач школы.

Ниже мы предлагаем некоторые харак­теристики урока, который можно назватьздоровьесберегающим.

1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:

• требования к освещенности кабинета, требования к мебели,

• температурный режим помещения,

• проветривание помещения,

• уровень шума,

• место и длительность применения ТСО и др.

2. Динамическая организация урока:

• физкультминутка,

• дыхательная гимнастика,

• глазная гимнастика,

• поза учащегося во время урока.

3. Психологический подход при проведении урока:

• учет индивидуальных особенностей учащихся,

• учет темперамента учащихся,

• умение работать с различными группами учащихся

4. Психологический климат урока:

• мажорность урока (эмоциональность),

• проявление доверительного подхода к ученикам,

• наличие на уроке эмоциональной разрядки,

• создание ситуации успеха и др.

5. Некоторые педагогические знания и умения:

• количество и чередование различных видов деятельности,

• плотность урока,

• темп окончания урока,

• определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

• умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,

• умение оценить уровень работоспособности.

6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

• включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

• постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушение устной и письменной речи целесообразно проводить по определённой программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребёнок перестаёт быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание в данной программе уделяется коллективным методам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.

Не надо забывать о том, что ребёнок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а логопед (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.

Изучение медицинских документов, индивидуальные беседы с родителями, проведение подробного обследовани по методике Фатековой Т. А. и Ахутиной Т. К., помогают собрать подробный анамнез и разработать личностно – ориентированный подход при работе с каждым учеником, основой которого является:

  • Концентрация внимания на личности учащегося;
  • Обеспечение индивидуального подхода к его развитию.

В своей практике акцентирую внимание не только на речевой дефект, но и на личность ученика с его проблемами и потенциальными возможностями. В работе с учеником доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество. Логопедические занятия посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. Речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства речевые проблемы осложняются психопатологическими особенностями развития и множественными сопутствующими заболеваниями. Поэтому успешная логопедическая работа и состояние здоровья не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует развитию учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях имеет особенное значение. В своей практической деятельности широко использую коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологи.

В своей практике использую логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Их можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать на разных логопедических занятиях, и в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленности для нормализации темпа и ритма заикающихся, для развития словаря у учащихся с системным недоразвитием речи, для автоматизации звукопроизношения у учащихся с дизартрией;

-определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

-среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

Сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения, чтобы учащиеся понимали связь между текстом и движением;

-при подборе стихотворного материала необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности учащихся.

«Рассказывание» стихов при помощи рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

В своей практической работе с учащимися младших классов использую следующие логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: «Машина», «Заботливое солнышко», «Маленькие ножки». По методике «Расскажи стихи руками» провожу упражнения: «Ученые мартышки», «Рыбка плавала в пруду», «Я на скрипочке играю» (приложение №1)

При работе над звукопроизношением особое внимание уделяю фонетической ритмике.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов и текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формированию фонетически правильной речи.

Суть метода в следующем: учащимся предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговаривание фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Такие игровые упражнения можно использовать как часть логопедического занятия, в качестве веселых динамических пауз. Регулярное проведение таких упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:

- у учащихся активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- улучшается ритмико0интонационная сторона речи;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для успешной постановки звуков;

- повышается речевая активность учащихся.

Су Джок терапия. Способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук. При выполнении упражнений при помощи различных приспособлений (шарики Су Джок, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и коврики) происходит стимулирование этих активных точек, расположенных на пальцах рук. Занимаясь с ребенком, стараюсь делать логопедические занятия более разнообразными и интересными. При использовании массажных шариков Су Джок отрабатываем движения и рассказываем сказку про маленького ежика.

Преодоление системного речевого недоразвития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет длительную и сложную динамику. Применение в коррекционно-образовательном процессе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции восприятия, внимания, памяти, развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), что является одним из главных направлений в коррекционной логопедической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Использование в логопедической работе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции речевых нарушений, личностному развитию и сохранению здоровья.

Категория: Логопедия
10.04.2016 12:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!