СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья на тему:
«Здоровьесберегающий подход - основа успешности
ученика на логопедических занятиях».
Подготовила учитель-логопед
Бельчикова Е.Ф
Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.
А что такое здоровьесберегающие технологии? Сегодня мы часто слышим об использовании в учебном учреждении здоровьесберегающих технологий.
Что мы понимаем под этим?
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа. На первом этапе воплощается фундаментальный принцип «Не навреди!». Реализация рабочей программы включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося — его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.
Таким образом, первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
На этом этапе определение здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у школьников культуры здоровья.
Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого ученика в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным учеником.
Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью.
Психологи выделяют два типа неуспевающих учащихся в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.
Первый тип. Причины неуспеваемости заключаются в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, однако ученик осознает, что учиться необходимо.
Второй тип. Эти учащиеся характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Такие дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие. Более широких мотивов у них нет. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.
Однако неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное целым рядом причин, которые далеко не всегда сводятся к каким-либо отклонениям в умственном развитии школьника. Как правило, неуспеваемость является результатом определенных, сформированных в предшествующем воспитании особенностей личности ребенка, накопления пробелов в знаниях или иных причин и факторов уже не психологического порядка.
Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, отрицательное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает так называемая внутришкольная группа факторов. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т. п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушении здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний.
Таким образом, причины неуспешности учащихся можно сгруппировать следующим образом.
1. Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.
2. Психологические: несформированность мотивов учебной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, пробелы в знаниях, пробелы в учебных умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.
3. Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.
4. Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микро поражения коры головного мозга.
Такое разделение причин помогает не только понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьника, но и определить основные траектории взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.
Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является учитель.
Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздействие на здоровье ученика оказывает учебный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же школы иная — сохранить и укреплять здоровье своих воспитанников. Что же может сделать учитель для сохранения здоровья школьника? Во-первых, обеспечить в школе, в классе наблюдение гигиенических требований. Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.
Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенности его общения с учащимися. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие недостатки организации образовательного процесса. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников, с одной стороны, а с другой — содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка.
Успешный учитель — это творчески работающий учитель. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребенка, формированию его успешности; а следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранению его здоровья.
Создание ситуации успеха как для ученика, так и для учителя — одна из приоритетных задач школы.
Ниже мы предлагаем некоторые характеристики урока, который можно назватьздоровьесберегающим.
1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:
• требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
• температурный режим помещения,
• проветривание помещения,
• уровень шума,
• место и длительность применения ТСО и др.
2. Динамическая организация урока:
• физкультминутка,
• дыхательная гимнастика,
• глазная гимнастика,
• поза учащегося во время урока.
3. Психологический подход при проведении урока:
• учет индивидуальных особенностей учащихся,
• учет темперамента учащихся,
• умение работать с различными группами учащихся
4. Психологический климат урока:
• мажорность урока (эмоциональность),
• проявление доверительного подхода к ученикам,
• наличие на уроке эмоциональной разрядки,
• создание ситуации успеха и др.
5. Некоторые педагогические знания и умения:
• количество и чередование различных видов деятельности,
• плотность урока,
• темп окончания урока,
• определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
• умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
• умение оценить уровень работоспособности.
6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
• включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
• постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушение устной и письменной речи целесообразно проводить по определённой программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребёнок перестаёт быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание в данной программе уделяется коллективным методам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.
Не надо забывать о том, что ребёнок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а логопед (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.
Изучение медицинских документов, индивидуальные беседы с родителями, проведение подробного обследовани по методике Фатековой Т. А. и Ахутиной Т. К., помогают собрать подробный анамнез и разработать личностно – ориентированный подход при работе с каждым учеником, основой которого является:
В своей практике акцентирую внимание не только на речевой дефект, но и на личность ученика с его проблемами и потенциальными возможностями. В работе с учеником доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество. Логопедические занятия посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. Речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства речевые проблемы осложняются психопатологическими особенностями развития и множественными сопутствующими заболеваниями. Поэтому успешная логопедическая работа и состояние здоровья не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует развитию учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях имеет особенное значение. В своей практической деятельности широко использую коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологи.
В своей практике использую логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Их можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать на разных логопедических занятиях, и в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленности для нормализации темпа и ритма заикающихся, для развития словаря у учащихся с системным недоразвитием речи, для автоматизации звукопроизношения у учащихся с дизартрией;
-определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
-среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
Сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения, чтобы учащиеся понимали связь между текстом и движением;
-при подборе стихотворного материала необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности учащихся.
«Рассказывание» стихов при помощи рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
В своей практической работе с учащимися младших классов использую следующие логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: «Машина», «Заботливое солнышко», «Маленькие ножки». По методике «Расскажи стихи руками» провожу упражнения: «Ученые мартышки», «Рыбка плавала в пруду», «Я на скрипочке играю» (приложение №1)
При работе над звукопроизношением особое внимание уделяю фонетической ритмике.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов и текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формированию фонетически правильной речи.
Суть метода в следующем: учащимся предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговаривание фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Такие игровые упражнения можно использовать как часть логопедического занятия, в качестве веселых динамических пауз. Регулярное проведение таких упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:
- у учащихся активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико0интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для успешной постановки звуков;
- повышается речевая активность учащихся.
Су Джок терапия. Способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук. При выполнении упражнений при помощи различных приспособлений (шарики Су Джок, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и коврики) происходит стимулирование этих активных точек, расположенных на пальцах рук. Занимаясь с ребенком, стараюсь делать логопедические занятия более разнообразными и интересными. При использовании массажных шариков Су Джок отрабатываем движения и рассказываем сказку про маленького ежика.
Преодоление системного речевого недоразвития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет длительную и сложную динамику. Применение в коррекционно-образовательном процессе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции восприятия, внимания, памяти, развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), что является одним из главных направлений в коррекционной логопедической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Использование в логопедической работе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции речевых нарушений, личностному развитию и сохранению здоровья.
© 2016, Бельчикова Екатерина Фёдоровна 1244