СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игр на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Хасанова Э. Н.

В связи с развитием общества в последние годы в международном культурном, правовом, экономическом и образовательном сферах, развитием Интернета и как следствием увеличение коммуникативных связей, можно увидеть увеличивающийся интерес к изучению иностранному языку и технологиям не только мотивирующих обучающихся, но и оптимизирующих освоение учеником языковых норм. Лидирующую позицию здесь занимает английский язык. Желанием изучать именно этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – большая универсальность английского языка (путешествие по миру, обогащение своих знаний в общении с представителями различных стран и культур без знания хотя бы одного иностранного языка сделать очень трудно). Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский, поэтому он не случайно является одним из распространённых языков, изучаемых в школе и других системах и учреждениях образования.

Для повышения качества учебного процесса в области обучения иностранному языку осуществляется поиск наиболее эффективных средств обучения общению на иностранном языке. Одним из таких средств является игра. С помощью игры хорошо отрабатываются произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. В игре развиваются творческие и мыслительные способности ребёнка. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют урок, повышают интерес к изучению иностранного языка.

Интерес к освоению игр и игровых технологий представлен в работах Е.И. Пассова, игровой технологии С.А. Шмакова; знание возрастных психологических особенностей школьников (Л.С. Выготский), на основе работ и исследований которых строятся программы по английскому языку для общеобразовательной школы (Н.Д. Гальскова, Е.Я. Григорьева).

Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи и коммуникативных навыков. Этим урок иностранного языка сочетается с игровой деятельностью, в процессе которой ребенок целенаправленно обеспечивает себе продвижение к цели, решая разнообразные задачи. Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: наличие мотивации, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением [3, с. 206]. Данные аспекты имеют приоритетные моменты для введения в программы обучения языку в игровой деятельности. Ребенок может более целенаправленно осуществлять своё обучение за счёт обсуждения правил с другими «игроками» и педагогом. В этом процессе снимается напряжение «отметки», но усиливается роль самостоятельности и самооценки ученика.

Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. При этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности [2, с.7]. Так для периода развития ребенка на начальном уровне образования значимая роль педагога, как наставника и лидера. Включение учителя в игровую деятельность значимо для ребенка, а, следовательно, приносит большие результаты. Позже, в подростковом возрасте, игровая деятельность предполагает в большей мере участие сверстников, а сама приобретает характер деловой игры.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция – в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре; также развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.

7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности [1; с.26].

В дидактическом плане игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение и подготовить ребенка, в рамках игры, к определённым рефлексивным процессам.

На первом этапе обучения (5-6 класс) основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Важной рекомендацией для прохождения данного этапа выступает применение музыки и различных пропевок, речевок, скороговорок обладающих мелодичностью.

На следующем этапе (7-8 класс), когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, применяются ролевые, направленные на социализацию учащихся. На этом этапе значимым выступает сравнительный анализ образа жизни, культурных и иных параметров. Подросток обращается к сверстникам, к учителю как партнеру и имеет возможность получить ответы на свои вопросы.

В старшем звене, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, целесообразно применять сюжетно-ролевые и деловые игры.

Например, с большим удовольствием играют в игру «Домино». Учитель может составить домино самостоятельно на любую тему (лексика, грамматика) и разделить группу на 3-4 команды, каждая команда получает домино. Их задача собрать быстрее других команд. Эффект соревновательности приводит к желанию повышать уровень владения языком косвенно, что согласно А.С. Макаренко, выступает более сильной стороной образовательного процесса. Более того, игровая деятельность расширяет урочную деятельность до внеурочной. Ученик уже на уроке формулирует цели для своей внеучебной деятельности в области английского языка. Процесс становиться учебно-воспитательным, так как среди задач появляются задачи воспитательного плана, происходит формирование более широкого спектра компетенций, запрашиваемых ФГОС нового поколения и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В заключение, хотелось бы сказать, что использование игр, создаёт психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу на уроке. Приёмы работы с играми также можно использовать с другими приёмами и делают урок интересным и запоминающимся и создаёт эффект новизны. Любой материал во время игры запоминается быстрее, как в работе с младшими детьми, так и в старшем классе. Грамматика и лексика прочнее откладывается в долговременной памяти учащихся, совершенствуется произношение и речь, осмысленная социальная деятельность на уроке во время игровой деятельности снимает комплексы и зажимы. Ученик «знает» для чего осуществляется обучение и вкладывает в своё обучение больший смысл, получает лучший результат.

Литература

1. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3. – 1996. – С.23- 29.

2. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 607 с.

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М: «Просвещение», 1988. – 223 с.

© Хасанова Э.Н., 2015

23.01.2018 20:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя