ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе. Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Интерактивные доски - не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но следует заметить, что студенты стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.

  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.

  • После занятия файлы можно сохранить в локальной сети, чтобы обучающиеся всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Использование интерактивной доски на уроке.

Этапы проведения урока

Возможные варианты использования интерактивной доски

Организационный момент

  • Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере.
  • Можно использовать визуальные эффекты для выделения главного на экране (заголовки, даты, понятия и т.п.) и анимацию объектов.

Этап проверки домашнего задания

  • Домашнее задание проверяется с помощью сканера. Работа студента сканируется и выводится на доску, а студент поясняет. При необходимости учитель или другие обучающиеся исправляют допущенные ошибки. Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле.
  • «Мультиэкран», когда одинаковые данные появляются в двух зонах доски и можно вызвать двух обучающихся для проверки домашнего задания.
  • Другой формой может стать создание «разминочных тестов», скрывания материала при помощи эффекта «шторки» – затемнения изображения, текста.

Объяснение нового материала

  • Подбор и показ текстового и графического материала по теме урока. Использование «функции маски» – ограничение или сдвижение изображения в рабочем поле в любом направлении, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами.
  • Демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям.
  • Создание и показ учебно-дидактической презентации. Подбор анимаций по теме урока.
  • Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока.
  • Создание заметок с помощью электронных чернил. Использование аннотаций, которые полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране.
  • Видеоурок. Последовательная смена видеоряда, сопровождаемая голосом учителя.
  • Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений.
  • Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат на доске.

Выполнение практических и самостоятельных работ

  • Преподаватель с помощью интерактивной доски показывает ход выполнения практического задания, основные приёмы получения конечного результата. Организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

Контроль усвоения пройденного материала

  • Разработка тестовых интерактивных заданий. Функция скрывания каких-то объектов на экране, для того, чтобы в процессе работы показать их. Самый простой пример – кроссворд: студент видит задание, видит клеточки для букв, но правильный ответ скрыт. После работы над заданием учитель открывает правильный ответ.
  • Разработка опорных конспектов. При этом возможно изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски.
  • Организация интегрированных занятий с использованием интерактивных опытов на уроке объяснения нового материала.
  • Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно ещё и указать критерии оценивания.
  • При соответствующем программном обеспечении преподаватель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого обучающегося для контроля выполнения задания.

Закрепление материала

  • Организация индивидуальных выступлений обучающихся по заранее подготовленным учителем материалам.
  • Проведение виртуальных лабораторных работ.
  • Совместная работа над документами, таблицами или изображениями при закреплении материала.
  • На этом этапе урока ИД позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов, презентаций.
  • Использование функции Drag and drop (Перетащи и отпусти) при заполнении пропусков в таблицах, предложениях, составлениях блок-схем, разгадывания тематических кроссвордов и т.д.
  • При использовании на уроке программного обеспечения интерактивной доски можно импортировать изображения, текст и картинки в файл флипчарта. Работа организуется с помощью возможностей Notebook: перетаскивания, выполнения надписей на заготовленной заранее странице, вырезания, копирования, вставки.
  • С помощью интерактивной указки обучающиеся у доски могут самостоятельно работать с окнами, приложениями, осуществлять запуск программ.

Дополнительное образование

  • Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИД. Студенты могут во внеурочное время приготовить электронные доклады, презентации на выбранные темы. А на уроке представить свою работу, которая затем обсуждается и оценивается.
  • Подготовка материалов и проведение конкурсов и олимпиад.
  • Проведение защиты проектов обучающихся по теме исследования уроков и олимпиад.

Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы информатики.

Категория: Информатика
06.03.2015 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей