СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок информатики

 

Стремление учиться заложено

в самой природе человека – вот тезис,

от которого необходимо отталкиваться,

организуя обучение.

П. Щедровицкий

       Каким должен быть современный школьный урок информатики? Кажется, уже все пережито и перепробовано, но со всех сторон говорят, что теперь надо работать по-новому. Поистине, все новое – это хорошо забытое старое, вернее творческое отношение к делу всегда ново.

      Учителя знают, что любой школьный урок, если он не шаблонно – серый, а насыщенный напряженным трудом, совместными раздумьями и движениями сердца – это педагогическое творчество.

         Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.

        

Как подготовить современный урок?

         Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·        четко определить и сформулировать для себя его тему;

·        определить место темы в учебном курсе;

·         определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·         и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить триединую цель урока:

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков (УУД).

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·      узнавание нового материала;

·      воспроизведение

·      применение знаний в новой ситуации;

·      применение знаний в незнакомой ситуации;

·      творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·      задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4.Продумать "изюминку" урока.

         Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут . Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

        

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

         Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

·      что контролировать;

·      как контролировать;

·      как использовать результаты контроля.

         При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, мультимедийных презентаций, программных средств, ЭОР.  Продумать использование классной доски (если необходимо), чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, интерактивных технологий.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. Возможно использование творческого задания или выполнения проекта, во втором случае чаще всего работа выполняется в группах.

                     Дидактические требования к уроку

1.     Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

2.     Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

3.     Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

4.     Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

5.     Реализация на уроке всех дидактических принципов;

6.     Создание условий успешного учения учащихся.   

 

                              Психологические требования

Психологическая цель урока:

1.      Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.      Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

                  Организация познавательной деятельности учащихся:

1.      Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  •  использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.      Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  •  планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  •  использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.      Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  •  обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

                           Учет возрастных особенностей учащихся:

1.      планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.      проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.      дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

                                      Гигиенические требования

1.      температурный режим;

2.      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.      освещение;

4.      предупреждение утомления и переутомления;

5.      чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.      своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.      соответствие классной мебели росту школьника.

 

                           Требования к технике проведения урока

1.      урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.      доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.      по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

                                 

                ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подводя итоги, хочется сказать, что современный учитель должен идти в ногу со временем и конечно, опережать своих учеников, владеть как можно больше языками, уметь свободно работать с любой компьютерной программой и обладать всеми качествами современного человека, чтобы самому быть примером для своих учеников!

 

 

Категория: Информатика
24.01.2015 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!