СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема моей дипломной работы: "Применение технологии коучинга для индивидуального сопровождения учащихся на уроках информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало 21 века диктует требования  гуманистической направленности образования, обращение к общечеловеческим ценностям, главной из которых выступает личность во всем многообразии ее проявлений. Личностная ориентация это основное приоритетное направление современной педагогики, когда развитие учащегося рассматривается  в тесной связи с его саморазвитием, а технологии обучения и воспитания во многом основываются  на самообразовании и самовоспитании.

Возникает вопрос, как и какие педагогические условия необходимо создать подростку, чтобы активизировать  процесс саморазвития его личности?

Одним из наиболее эффективных, проверенных на практике в различных сферах деятельности, инновационных управленческих механизмов является коучинг.

Чтобы обосновать возможности применения коучинга на уроках информатики попробуем ответить на следующие важные вопросы:

1. В чем особенности и трудности современных уроков информатики?

2. Что такое коучинг и каковы его сущностные характеристики?

3. Какие существуют возможности и способы применение коучинга в учебном процессе на уроках информатики?

Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и одна из самых проблемных. Многие задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике и др., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер, что приводит к формированию метапредметных универсальных учебных действий. В силу быстрого темпа  развития информатики учащимся постоянно приходится использовать дополнительные материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет, что требует от учащихся высокого уровня информационной культуры. Постоянное решение практических алгоритмических задач, освоение различных сред  программирования, решение задач повышенной сложности  ОГЭ и ЕГЭ  требует от подростков самостоятельности, навыков целеполагания, поиска оптимального решения и его грамотной реализации. Персональный компьютер используется как объект изучения и, в то же время, как  средство обучения и инструмент для решения задач. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, что приходится  учитывать при организации учебного процесса. Уроки информатики существенно влияют на творческое развитие школьников, помогает обнаружить достоинства и недостатки знаний, умений и навыков учащихся.

В подобных условиях постоянного самопознания и самообразования учащиеся нуждаются в грамотном индивидуальном психологическом сопровождении со стороны педагога.  Коучинг – наиболее успешное решение данной проблемы. Следует понимать, что это не новый метод, который соревнуется с классическими технологиями преподавания. Коучинг – это инструмент, который наряду с уже успешно используемыми педагогическими технологиями позволит учителям  еще более  эффективно взаимодействовать с учащимися, осуществляя при этом введение стандартов нового поколения.

Существуют  четыре базовых этапа (или ступени) коучинга:  

- постановка цели (Что ты хочешь?);  

- проверка реального положения вещей («Зачем тебе это нужно?»);

- выстраивание путей достижения цели («Как ты поймешь, что ты этого достиг?);  

- достижение («Какие шаги ты предпримешь, чтобы этого достичь?»).

Попробуем сформулировать определение коучинга применительно к педагогической деятельности в школах.

Коучинг– это вид индивидуально-личностного сопровождения и поддержки подростка, при котором педагог не дает готовых ответов на вопросы, не  советует, как нужно решить возникшую проблему, а путем открытых  вопросов, направленных на выявление внутреннего потенциала ребенка, он заставляет подростка проявлять активность в достижении успеха. Активизируя  интеллектуальную и самопознавательную деятельность педагог подводит подростка  к тому, чтобы он сам нашел ответы и принял на себя ответственность за достигнутые решения. Это замечательный педагогический инструмент, использование которого помогает подростку лучше понимать себя, определять границы своей проблемной зоны, осознавать необходимость изменений своих личностных качеств,  принимать более взвешенные и эффективные решения и более успешно претворять их в жизнь. Он может быть успешно использован для изменения психологических установок подростков, в первую очередь, для управления их мотивацией, целеполаганием, самопознанием и саморазвитием.

И еще: коучинг ориентирован на будущее. Не важно, что в прошлом у подростка был неудачный опыт. Важно, что он может сделать сейчас, на что он способен, чтобы в ближайшем будущем стало так, как ему хотелось бы.

Когда и для чего наиболее очевидны возможности применения коучинга на уроках информатики?

Главный двигатель познания – это мотивация. Некоторые учащиеся испытывают страх перед определенными задачами, особенно  олимпиадного уровня, что снижает их мотивацию решать их.  Коучинговый метод «Моделирование будущего» позволит решить эту проблему. Подростку предлагается представить, что задача уже решена, при этом он должен осознать и озвучить – в каком виде ему представляется конечный результат и что позволило ему решить данную задачу (знание каких-либо данных, компьютерная программа, конкретный алгоритм решения  и т. д.). Как только алгоритм решения задачи визуализирован начинаем двигаться в обратную сторону,  приступаем к сбору необходимых для решения данных, детализируя план решения.

А иногда ученик четко видит и осознает конечную цель, может озвучить алгоритм решения, но абсолютно уверен, что ему просто не хватает знаний для решения поставленной задачи. И, как следствие этого, уход от проблемы, неуверенность в собственных возможностях. Задача педагога-коуча в данной ситуации помочь подростку осознать степень своего незнания, наметить эффективные пути восполнения знаний и поверить в свои силы.

Навыки целеполагания четкое видение конечных целей, осознание практической значимости приобретенных при их достижении умений и навыков  позволит подросткам  грамотно и правильно применять накопленный знаниевый опыт в повседневной жизнедеятельности.

Коучинг помогает при  решении конкретных предметных задач и проблем. Программирование на уроках информатики  в различных программных средах помогает учащимся выработать универсальный алгоритм разбиения сложных задач на более мелкие,  с последующим их поэтапным решением. Подобные навыки и умения необходимо научиться применять для решения задач других школьных предметов. Коучинг помогает сформировать уверенности в себе независимо от школьного предмета и содержания конкретного задания. А для того, чтобы подросток поверил в свои силы, необходимо накопление успехов в его повседневной образовательной деятельности, формирование уверенности, что это результат его собственных усилий, а не помощи учителя.

Коучинг помогает повысить эффективность групповой работы подростков, выработать у них чувство «командности», наладить контакт, взаимопонимание, выявить общие интересы, научиться находить общий язык. Выявление лидера (или лидеров), способных увлечь за собой остальных, незаметная корректировка со стороны педагога их деятельности, своевременное вскрытие назреваемых проблем – все это способствует слаженной и эффективной работе команды. В качестве инструментов рефлексии успешности совместной деятельности (впрочем как и индивидуальной)  коучинг  используются разные методики, например,  метод шкалирования и «колесо баланса».

 Взаимодействие с учащимися посредством использования в работе различных эффективных инструментов и технологий коучинга, таких как методика открытых вопросов, «линия времени», «шкалирование», техника «колесо жизненного баланса», создание видения будущего и других, наиболее системно и содержательно способствует эффективному достижению результатов педагогической деятельности и успешному диагностированию и оцениванию знаний учащихся. Смещение акцентирования внимания на успехах, а не на неудачах приводит к тому, что подростки перестают испытывать страх перед оцениванием своих знаний, сосредотачивают внимание на процессе решения, на четком осознании и понимании этапов достижения. Правильный ответ задачи перестает быть самоцелью, на первый план выходит  приобретение качественно нового опыта – выработки успешного алгоритма решения проблемы, ценность возможности его применения в повседневной жизни.

Применяя технологию коучинга для индивидуально сопровождения учащихся, педагог  помогает им самостоятельно решать следующие основные задачи:

 1) визуализировать и озвучить проблему,  осознать и осмыслить свое отношение к ней;

2) оценить степень своего незнания и наметить наиболее актуальную для себя зону развития;

3) выбрать наиболее эффективный путь решения, осознать и принять ответственность за его реализацию;

 4) зафиксировать успех и осознать свой личный вклад в достижение результата.

Список использованных источников

  1. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности: пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
Категория: Информатика
29.12.2014 18:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!