СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Данная статья раскрывает интерактивные формы и методы профилактической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного пространства ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

В настоящее время учебные заведения сталкиваются с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, безнадзорностью, правонарушениями и другими формами отклоняющегося поведения. За последние 15-20 лет жизнь в стране резко изменилась. За изменениями в экономике и политике следуют изменения в общественном сознании. Учебные заведения должны стать одними из основных институтов, где происходит формирование зрелой личности, самостоятельной, активной, свободной, способной ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющей решать нестандартные задачи.

Цель сегодняшней профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.В Новочеркасском технологическом техникуме интернате, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, очень широко используются интерактивные методы обучения. На педагогических часах социальными педагогами используются интерактивные методы ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся.

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой. Под интерактивными методами обучения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерные, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.

Основные виды интерактивных методов, которые используются на педагогических часах, являются такие как: мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, групповые тренинги.

  • Активное обучение социально – важным навыкам, реализуется в форме групповых тренингов.

Данные виды тренингов реализуются на педагогических часах при совместной работе психологов и социальных педагогов.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

(«Полезные и вредные привычки», «Как сопротивляться отрицательному воздействию», «Скажи нет наркотикам», «Анти - СПИД» и т.п.)

2. Тренинг ассертивности или аффективно – ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы обучающихся учат распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

(« Мои чувства и эмоции», « Как справиться с плохим настроением», «Анти – стресс» для студентов нового набора и т. д)

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Также жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя в окружающей ситуации.

( «Я и моя группа», «Я и мои родители», « Я и мои педагоги»)

  • Ролевые игры.

Ролевые игры позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), что очень важно при работе с обучающимися с ОВЗ.

Ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. Предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении, взаимодействие участников игры на основе диалога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.(« Ты и закон», « Разумный выбор», « Суд над сигаретой»)

  • Деловая игра.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.

(«Выборы», « Человек и закон», « Моделирование ситуации устройства на работу» или «Технология поиска работы»)

  • Мозговой штурм.

Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется на педагогических часах а так же при решении проблем в студенческих группах.

  • Дискуссия.

Как интерактивный метод, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий: классические дебаты, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол».

В Новочеркасском технологическом техникуме интернате в профилактической работе очень широко используются такие интерактивные методы как:акции, создание роликов, презентаций и профилактических фильмов в которых принимают участие обучающиеся.

  • Акции

« Конфета- вместо сигареты», « Добрые сердца», «Факты о войне»,«Мы за здоровый образ жизни», «Памятные даты» и т.д.

  • Создание роликов, фильмов, презентаций

(«О вредных привычках», «Влияние курения на организм», «Последствия принятия алкогольных напитков», « Наркомания, и ее последствия»,« СПИД»).

  • Профилактические фильмы

« Скажи «Нет!» сигарете», « Мы выбираем - спорт», « Бросай курить!».

Применение всех выше перечисленных интерактивных методов в профилактической работе с обучающимися в образовательно-реабилитационном пространстве НТТИ дают хорошие результаты и позволяют значительно углубить воздействие социального педагога на обучающихся. Они получают опыт непосредственного проживания проблемы, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Список литературы

  1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
  3. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112.
  4. И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. Информационные технологии. ТК Велби. – 2007.
  5. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. – СПб., 2005.
23.03.2017 09:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!