СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация
Данная статья раскрывает интерактивные формы и методы профилактической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного пространства ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России
В настоящее время учебные заведения сталкиваются с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, безнадзорностью, правонарушениями и другими формами отклоняющегося поведения. За последние 15-20 лет жизнь в стране резко изменилась. За изменениями в экономике и политике следуют изменения в общественном сознании. Учебные заведения должны стать одними из основных институтов, где происходит формирование зрелой личности, самостоятельной, активной, свободной, способной ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющей решать нестандартные задачи.
Цель сегодняшней профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.В Новочеркасском технологическом техникуме интернате, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, очень широко используются интерактивные методы обучения. На педагогических часах социальными педагогами используются интерактивные методы ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся.
Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой. Под интерактивными методами обучения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерные, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.
Основные виды интерактивных методов, которые используются на педагогических часах, являются такие как: мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, групповые тренинги.
Данные виды тренингов реализуются на педагогических часах при совместной работе психологов и социальных педагогов.
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
(«Полезные и вредные привычки», «Как сопротивляться отрицательному воздействию», «Скажи нет наркотикам», «Анти - СПИД» и т.п.)
2. Тренинг ассертивности или аффективно – ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы обучающихся учат распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
(« Мои чувства и эмоции», « Как справиться с плохим настроением», «Анти – стресс» для студентов нового набора и т. д)
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Также жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя в окружающей ситуации.
( «Я и моя группа», «Я и мои родители», « Я и мои педагоги»)
Ролевые игры позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), что очень важно при работе с обучающимися с ОВЗ.
Ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. Предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении, взаимодействие участников игры на основе диалога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.(« Ты и закон», « Разумный выбор», « Суд над сигаретой»)
Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.
(«Выборы», « Человек и закон», « Моделирование ситуации устройства на работу» или «Технология поиска работы»)
Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется на педагогических часах а так же при решении проблем в студенческих группах.
Как интерактивный метод, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Виды дискуссий: классические дебаты, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол».
В Новочеркасском технологическом техникуме интернате в профилактической работе очень широко используются такие интерактивные методы как:акции, создание роликов, презентаций и профилактических фильмов в которых принимают участие обучающиеся.
« Конфета- вместо сигареты», « Добрые сердца», «Факты о войне»,«Мы за здоровый образ жизни», «Памятные даты» и т.д.
(«О вредных привычках», «Влияние курения на организм», «Последствия принятия алкогольных напитков», « Наркомания, и ее последствия»,« СПИД»).
« Скажи «Нет!» сигарете», « Мы выбираем - спорт», « Бросай курить!».
Применение всех выше перечисленных интерактивных методов в профилактической работе с обучающимися в образовательно-реабилитационном пространстве НТТИ дают хорошие результаты и позволяют значительно углубить воздействие социального педагога на обучающихся. Они получают опыт непосредственного проживания проблемы, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Список литературы
© 2017, Порошина Светлана Михайловна 825