СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ
В настоящее время все чаще наряду с традиционными средствами обучения используются презентации.
Понятие презентации имеет несколько определений.
Слайд 1
Презентация -- это:
Какое бы определение не давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить, что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, её применение должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.
Слайд 2
Отношение к презентациям
участников образовательного процесса
Как показывает практика, отношение к презентациям неоднозначно.
По материалу руководителя лаборатории основ управления методического центра Южного округа г. Москвы И.Г.Корнеевой в одной из московских школ проведен эксперимент. Ученикам 9 – 11 классов на уроках истории, литературы, географии и биологии новый материал преподносился в форме монолога и одновременно сопровождался тематическим слайд – фильмом. В течение двух недель слайд – фильмы были показаны на 5 и 6 уроках. И проведен опрос 154 учеников и всех учителей, участвовавших в эксперименте. Для опроса использовались анкеты с выбором ответа и анкеты со свободным ответом.
Результаты опроса по выявлению отношения учителей и учащихся к использованию презентаций были следующими.
Слайд 3- 7
На первый вопрос: «Ваше отношение к слайд-фильму на уроке?» -- более 80% учащихся ответили, что смотреть их интереснее, чем читать учебник или слушать учителя. Учителя назвали слайд-фильм удачным для себя конспектом, который всегда находится перед глазами учителя, что, несомненно, облегчает объяснение нового материала.
Второй вопрос касался частоты использования презентаций. Лишь 25% учащихся хотели бы смотреть презентацию на каждом уроке, 17% -- на одном или двух уроках в день, 11% высказались равнодушно, а 47% отметили, что презентация надоедает, если использовать его на каждом уроке. Учителя же были единодушны в мнении, что это очень удобный способ объяснения нового материала.
Третий вопрос был посвящен запоминанию материала при использовании презентации. Как выяснилось, 25% учащихся считают, что запоминание улучшается, 8% не заметили разницы, а 13% высказали мнение: «Смотрю, как мультик, и ни о чем не думаю, особенно если буквы анимированы».
Положительными моментами использования на уроках слайд-фильмов учащиеся отметили возможность немного расслабиться и отдохнуть, как в кино., а также то, что экранный текст и иллюстрации оживляют речь учителя. Однако было высказано недовольство тем, что очень трудно одновременно слушать, читать, запоминать и записывать, как требует учитель.
Учителя отметили, что при показе слайд-фильма всегда хорошая дисциплина, ученики не отвлекаются, активно работают. Но создание презентации -- это очень трудоемкая подготовка к уроку, особенно при большом объеме материала (на уроках истории, географии).
Итак, мнения неоднородны. Ключевые слова общих мнений: удобно, интересно; не успеваю, трудоемко.
Рекомендации по составлению презентации
Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили нам сделать некоторые выводы. Если мы хотим. Чтобы слайд – сопровождение максимально – эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации.
Слайд 8
Выбор шаблона. Шаблон – это презентация, формат которой и схема цветов могут использоваться для подготовки других презентаций.
Презентация, как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и последнего слайда.
Для визуального восприятия разных разделов (блоков) презентации хорошо использовать разные шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникает чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.
Выбор цвета.
Разрабатывая цветовую гамму для каждого слайда, рекомендуется использовать не более трех цветов. Лучше всего воспринимаются два цвета, гармонирующие с оформлением шаблона или подчеркивающие важность информации. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза.
Размер шрифта и количество строчек текста
Особая роль отводится размеру шрифта и количеству строчек текста на слайде. Ошибочно думать, что восприятие текста на эране компьютера идентично восприятию этого же слайда на большом экране. Учитель, составляющий текст, уже знаком с его содержанием, видит ключевые слова, фразы, легко ориентируется в тексте. Но слушатели испытывают «мини-стресс», когда видят множество строчек. Возникает чувство растерянности: что делать – читать или слушать?
К тому же мелкий шрифт достаточно труден для восприятия.
Необходимо учитывать и распространенную проблему со зрением.
Как показала практика, оптимальный вариант текстовой информации, которую слушатель воспринимает без особого напряжения, таков:
6 – 8 строчек текста (не считая строку заголовка), размер шрифта – 32 пункта и более в зависимости от формата слайда. А наиболее запоминающимися считаются слайды, на которых написано 3-4 строки, выделены ключевые слова и размер шрифта 36 пунктов и более. Причем необходимо выделять ключевые слова или короткие фразы: подчеркивать или выделять размером, видом шрифта, цветом.
Текст слайда
Также существуют особые требования к тексту слайда:
Особенности использования графических изображений в презентации.
При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:
Должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала;
Гигиенические требования
При показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм -
это только сопровождение выступления. Длинные слайд – фильмы утомительны и не воспринимаются, какими красочными они ни были.
Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.
И самое главное -- это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе и каждый ученик видит её на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1 классов – 10 мин., 2-5 классов – 15 мин., 6-7 классов – 20 мин., 8-9 классов – 25 мин.,
10-11 классов – 30 мин.
Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин. Урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.
На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации – отработка ключевых понятий. Здесь эффектны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов, но и в идее рисунка, графических изображений. Это прием усиливает ассоциации, активизирует память.
Программное обеспечение
При создании мультимедийных презентаций к учебным занятиям лучше всего использовать Microsoft Power Point. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.
© 2015, Ооржак Чечекмаа Доткан-ооловна 1138