СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций – умением применять информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ в обучении способствует активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний, что приводит к достижению учащимися максимальных результатов в различных областях. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний день, можно разделить на две группы: 1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени); 2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы). Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:

- инструментальная (изготовление наглядных пособий);

- демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

- обучающая (тренажеры);

- контролирующая.

Возможны различные виды уроков с применением информационных

технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядно средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

-при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

  • при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения

нового понятия; моделирование);

  • при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый

контроль результатов);

  • при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
  • при организации исследовательской деятельности учащихся;
  • при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики.

Что представляет из себя компьютерная демонстрация? Это слайды,

выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная разработка урока или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е. с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном – это слайды, которые созданы для помощи учителю при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную разработку урока, может сделать просто ссылку на этот демонстрационный материал. Следует учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака.

В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в методической подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность педагогам и учащимся школы использовать информацию из нее в учебной деятельности.

Кроме того, я провожу уроки с компьютерным сопровождением. В нашей школе это возможно сделать как в специальном кабинете, оснащенном интерактивной доской и стационарным мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру, так и в обычном кабинете информатики с использованием имеющихся компьютеров, экрана и проектора. В проведении уроков с компьютерным сопровождением часто использую электронную версию «Уроков Кирилла и Мефодия». Она содержит материалы по многим темам программы, по истории математики, видеосюжеты, а иногда сопровождается и звуковым объяснением материала.

Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает мыслительную активность учащихся, которые самостоятельно проводят отбор материала по изучаемой теме, его всесторонний анализ, систематизацию и обобщение. Применение компьютера при этом помогает развивать творческие способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и анимацией.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при изучении следующих разделов математики:

  • взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
  • графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
  • графический способ решения уравнений (8 класс);
  • построение графика квадратичной функции (9 класс);
  • графический способ решения систем уравнений (9 класс);
  • нахождение касательной к графику функции (10 класс);
  • исследование функции при помощи производной и построение графика функции (10 класс);
  • нахождение площади фигуры (11 класс);
  • итоговое повторение.

ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях, и при решении задач вступительных экзаменов в ВУЗы, так как программа позволяет строить кривые, заданные параметрическими уравнениями или уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением неравенств.

Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность. При этом повышается мотивация учащихся к само-стоятельному изучению математики. При защите проектов происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Занятия по математике, которые я веду, часто заканчиваются защитой проектов учащимися и приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать в свои уроки.

Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения. Осуществляя личностно–ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. А учителю важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.

Применение мультимедиа-приложений на уроках математики

Использование обучающих мультимедиа-приложений на уроках математики. На уроках математики, алгебры и геометрии для демонстрации нового материала очень эффективны презентации, которые можно использовать как управляемые, т.е. учитель сам управляет, так и не управляемые, когда смена слайдов идет автоматически с некоторым интервалом. Плюс использования первого типа от второго состоит в том, что учитель всегда может в нужный момент остановить презентацию, чтобы подробнее объяснить какой-то момент в теме. Благодаря презентации ученики со слабым восприятием текста на слух намного быстрее усваивают материал, который раньше им был практически не доступен. Особенно это полезно на уроках геометрии. Использование презентаций с анимированными фигурами, значительно улучшают усвоение и понимание понятий геометрии. Делают ее более доступной для учеников. Также для демонстрации нового материала полезны видеоуроки, которые содержат не только текстовую, графическую и анимационную информацию как презентации, но так же могут содержать звуковую (голос учителя) и видеоинформацию. Видеоуроки становятся очень полезными для тех учеников, которые по каким-то причинам не могут присутствовать на уроке в школе, тогда используя видеоурок, размещенный на сайте своего учителя, он сможет освоить пропущенный по каким-то причинам материал. Также это будет полезно для учеников, которые в классе не до конца поняли новый материал, тогда дома посетив сайт учителя и просмотрев видеоурок по новой теме столько раз, сколько ему это необходимо, ученик может освоить новый материал или задать вопрос учителю в режиме онлайн. Видеоуроки могут быть полезны не только ученикам, но их родителям, которые помогают им выполнять домашние задания или проверять их. Следующий тип мультимедиа-приложений, которые будут полезны на уроках математики, алгебры и геометрии это обучающая программа. Это своего рода электронный интерактивный учебник, который содержит: • Графическую информацию, • Текстовую и числовую информацию, • Звуковую информацию, • Анимационную информацию, • Видеоуроки, • Интерактивные тесты для проверки знаний. И еще один вид мультимедиа-приложений – обучающий курс расположенный на web-сайте учителя, который содержит: • Графическую информацию, • Текстовую и числовую информацию, • Анимационную информацию, • Видеоуроки, • Интерактивные тесты для проверки знаний. Отличие его от электронного интерактивного учебника в том, что интерактивный учебник находится на компьютере, планшете ученика и не требует выхода в Интернет. А обучающий курс находится только в Интернете. Также еще одно отличие от учебника это то, что учебник содержит все темы, которые должен пройти ученик по программе соответствующего предмета, а обучающий курс нацелен на конкретную тему или раздел математики. Например, обучающий курс «Задачи с параметрами для подготовки к ЕГЭ». Обучающий курс содержит не только теоретический материал, но также содержит практические задания, решенные и для самостоятельного решения. Также в курс можно включить интерактивные тесты, которые в режиме онлайн проверяют и выдают оценку ученику по данному тесту. Показывая ему, где у него имеются пробелы в материале, и на что следует обратить внимание. Отчет по тестам может приходить и учителю, и он в свою очередь может помочь ученикам в освоении материала, в котором они допустили ошибки. Использование контролирующих мультимедиа-приложений на уроках математики. В качестве контроля знаний и умений учеников можно использовать следующие мультимедиа-технологии на уроках математики, алгебры и геометрии: • Интерактивный тест, который устанавливается в компьютерном классе или локально на компьютере учителя. Тест составляется непосредственно учителем с помощью специального приложения. В этом тесте учитывается сложность теста, количество вопросов и ответов на конкретный вопрос. • Тест в презентации. Его можно организовать на время, которое будет регулировать компьютер учителя. • Тест на web-сайте учителя, речь о котором шла выше. • Mouse Mischief интегрируется в приложение презентации и позволяет добавлять в слайды опросы, тестовые задания и поля для рисования. Во время урока учащиеся выбирают правильные ответы, рисуют каждый при помощи собственной мышки. • Интеллектуальные логические игры. Они могут быть выполнены в виде презентации или отдельного приложения. Также их можно устанавливать как на один компьютер, так и на компьютер учителя и демонстрировать, используя интерактивную доску или используя только экран с проектором. Интеллектуальные логические игры могут содержать графическую, текстовую и числовую информацию, анимационную информацию, звуковую информацию. Материал может быть выбран по одной какой-то конкретной теме или группе тем, а также могут быть использованы конкурсные (олимпиадные задачи), задачи на смекалку.

Категория: Математика
02.11.2015 21:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!