СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Реализация проектной деятельности на уроках истории и обществознания МБОУ СОШ №6:
Секрет успеха проектной деятельности на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами» их интерес и мотивация к проектированию повышается.
В повседневном же учебном процессе могут быть составлены краткосрочные проекты.
Например: на уроке посвященном теме «Семья», я дала задание составить генеалогическое древо своей семьи. Дети выполнили задания дома, а на уроке мы проследили развитие поколений, многодетные семьи, бездетные семьи, нуклеарные семьи и т. д. В ходе этой работы ребята освоили материал урока и закрепили знания на примерах.
Также, я даю задания составить кроссворд, на тех уроках, где надо запомнить много новых понятий и терминов. В ходе поиска материала учащиеся запоминают новые термины.
Одним из методов моей работы является видеопроект. Новые информационные технологии, в частности возможности Интернета, для передачи и получения текстовой, графической, видеоинформации, создание мультимедийной презентации, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формирования практических умений и навыков учащихся в освоении материала.
Например, ученики 10-х и 11-х классов: Хизриева Д., Ашуралиева А., Мусаева А. и Магомедов М. самостоятельно сделали видеоролики-презентации о своем селе (это задание я дала на одном из своих уроков). Такой способ работы позволяет воспитать патриотическое воспитание и гордость за свою Родину у учащихся. Эти ролики вызвали интерес у учащихся младших классов, им захотелось создать такие же, но о своих селах.
Несколько слов я приведу о достоинствах привлечения фрагментов художественных фильмов, притч и видеороликов на уроках. Они вызывают эмоциональную реакцию, повышают внимание к проблеме, показывают ее актуальность. Например, на уроке посвященному теме «Спорт», я показала мотивационный видеоролик « Спорт - это жизнь», в котором сначала идут снимки выдающихся спортсменов нашего времени, а затем снимки органов людей ведущих неправильный образ жизни. Это пример воспитательной работы проектной методики, в, следствии чего учащиеся дома, при помощи интернета, составили свои презентации о пользе спорта. Совсем недавно, изучая тему «Банковская система» в 10 классе, я продемонстрировала видеоролик ЦБ РФ «Знай свои деньги», что сделало, достаточно трудную для восприятия тему, очень интересной и увлекательной.
Часто, на уроках посвященным праву, для закрепления изученного материала, даю, на размышление, задачи (примеры из жизни реальные или вымышленные), ребята, размышляя, используя полученную информацию, определяют, какие права были нарушены и какую правонарушители несут ответственность.
Проектная работа «Выборы 2041г.», позволила мне привлечь внимание учащихся к политической культуре. Проблему обозначили сами ученики, какие факторы влияют на принятие решения электоратом в условиях демократических выборов. Были определены роли участников: члены избирательной комиссии, электорат, политические партии.
Участники проекта самостоятельно распределили свои творческие задания. Избирательная комиссия – подготовка списков голосующих; политические партия – разработка программ; организация предвыборной агитации.
Для меня особый интерес представляли, помимо программ, составленных учащимися сами дебаты, проведённые в классе. По условиям игры каждому из лидеров партий предоставлялось три минуты на оглашение своей предвыборной программы. Затем ещё 2-3 минуты отводилось для ответов на вопросы. Самым важным и одновременно сложным в этой фазе игры оказалось умение учащихся перевоплотиться в лидеров политических партий, поверить в то, что они представляют интересы определённых социальных сил. Тем не менее, большинство кандидатов старались соответствовать избранному имиджу и не забывать о политической культуре.
Я, как учитель обществознания, участвовала в организации проекта: « Я – президент школы». Этот проект был предложен Молодежным Парламентом РД, при поддержке депутатов Народного Собрания РД. Цель этого проекта- активировать политические интересы молодого поколения, дать им понять, что оно является его необходимым звеном. Мероприятие проводилось по методу моего проекта « Выборы- 2041г.», но избирались не политические партии, а президент школы. Масштаб проекта: все старшие классы.
Что касается проблем физического развития подрастающего поколения и организации его досуга (так как школа находится в селе с ограниченными развлекательными центрами для молодежи), учащимися была проделана огромная работа, выявляющая проблемы сельской молодежи. Исследования велись учащимися методом опроса, анкетирования и интервьюирования. Учащиеся взяли интервью у Главы администрации села, у заведующей детского сада и т.д. В следствии этих исследований ученики написали несколько работ, проектов посвященным этим проблемам. Они предлагали пути реализации социальных проектов, для решения этих проблем.
Так, на протяжении пары лет вместе с учащимися мы определили несколько тем проектов, которые были реализованы со следующими результатами:
№ |
Уч. год |
Фамилия, имя, класс |
Тема исследовательской (творческой) работы |
Результат |
1 |
2012-2013 |
Исрафилов Гаджимурад Райфудинович 11 «А» класс |
«Проблемы современной молодежи села Новый Хушет». |
2- место Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». |
2 |
2012-2013 |
Тайгибова Дийнан Мавлутдиновна 10 «Б» класс |
« Махачкала: сегодня-завтра». |
3-место I- конкурс «Ярмарка социальных проектов». |
3 |
2012-2013 |
Мусаева Айшат Гусейновна 10 «а» класс |
«Неизвестные герои». |
3- место IX Городской конкурс «Юность Дагестана». |
4 |
2012-2013 |
Тайгибова Дийнан Мавлутдиновна 10 «Б» класс |
« Я и мое будущее». |
3- место Конкурс: «Наши таланты» |
5 |
2013-2014
|
Фаталиев Ниджат Сабирович 9 «д» класс |
«Молодежь, вперед!». |
3- место Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». |
6 |
2013-2014 |
Мусаева Айшат Гусейновна 11 «а» класс |
« Шамиль – имам горцев Дагестана и Чечни». |
Грамота Городская научная конференция старшеклассников |
7 |
2013-2014 |
Гаджиева Гебакиз Зайнулабидовна 11 «а» класс |
« Маленькая страна». |
II-конкурс «Ярмарка социальных проектов». |
8 |
2013-2014 |
Тайгибова Дийнан Мавлутдиновна 11 «б» класс |
« Выборы Президента школы» |
Грамота Собрание депутатов городского округа |
9 |
2013-2014 |
Саидова Асият Аджахмедовна 11 «а» класс |
« Выборы Президента школы» |
Благодарность Собрание депутатов городского округа |
10 |
2014-2015 |
Магомедова Сайгибат Шамильевна 11 «б» |
«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет» |
III-место Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». |
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в конференциях, конкурсах, выставках, интернет олимпиадах, соревнованиях и т.д. республиканского, федерального и международного уровней по учебному предмету за последние три года.
Уч. год |
Всего Участников
|
Количество участников |
||
Олимпиады (интернет олимпиады) |
конкурсы |
конференции |
||
2012-2013
|
15 |
11 |
3 |
1 |
2013-2014
|
16 |
11 |
3 |
2 |
2014-2015 (сент.-окт.) |
52 |
12 (38) |
1 |
1 |
Но все эти результаты проводимых проектов выходили далеко за рамки учебного процесса, и в них участвовали одаренные дети, так как в рамках урока такие проекты не могут быть реализованы.
(Работы учащихся прилагаются далее).
Учащимся очень нравится заниматься проектной деятельностью потому, что:
- каждый может проявить себя как, творческая личность,
- каждый включен в деятельность, которая ему "по душе”,
- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,
- развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,
- развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,
- воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности.
Свою концепцию я хочу закончит словами великого Конфуция:
"Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому".
© 2014, Хизриева Раисат Юсуповна 1145