СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ситуации успеха для повышения качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом классе есть учащиеся, которые не успевают по причине несформированной учебной деятельности, проще говоря, они не хотят учиться. Вот на таких ребят и рассчитана, в первую очередь, моя работа, хотя она также поможет и тем ребятам, которые учатся сознательно, не потерять интереса к учению. В свою работу я включила дидактические материалы, взятые из журналов «География в школе», «Биология в школе», газеты «География», интернет-ресурсов.

Психологи говорят, что существует много видов мотивов учебной деятельности. Среди них и мотив социальный (дети учатся, чтобы быть включенными в коллектив), и познавательный мотив (интерес к учению, дети хотят знать лучше и больше). Выделяется и такой мотив, как достижение успеха.

Развитие мотива достижения успеха включает в себя:

-серию заданий различной сложности, которые можно выбирать;

- ученик получает ясную информацию о результатах своей деятельности; может оценить качество выполнения задания (обратная связь);

- ученик воспринимает всю ответственность за ситуацию.

Деятельность педагога по созданию С.У. для учащихся состоит из следующих шагов:

1) психолого-педагогическая диагностика учащихся, которая включает в себя изучение:

а. индивидуальных особенностей каждого ребенка (характеристика темперамента, особенности характера);

б. уровня интеллектуального развития; особенностей отдельных познавательных процессов (внимание, память, мышление);

в. эмоциональной сферы (тревожность – школьная, самооценочная, межличностная; эмпатия, агрессивность);

г. мотивация личности (мотивация учения, мотивация достижения, иерархия мотивов поведения и деятельности);

д. творческих способностей;

е. самооценки;

ж. социально-психологического статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений в классе, а также характеристики психологического климата класса.

2) Разработка программы педагогической помощи учащемуся в его личностном развитии.

3) Выбор педагогом форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху ребенка в учебно-познавательной и других видах деятельности.

4) Моделирование С.У. для конкретного школьника;

5) Создание С.У. в образовательном процессе;

6) Итоговый самоанализ, рефлексия деятельности по созданию С.У., оценка результативности той или иной С.У., ее воспитывающего потенциала для школьника.

Я решила остановиться на изучении форм, методов и приемов, которые помогли бы привести учащихся к успеху в учебной деятельности. Для начала я провела опрос среди учащихся 5-8 классов по выявлению ведущей репрезентативной системы.

Выяснилось, что во всех классах преобладает система «Ощущать», «Видеть» и совсем мало учащихся с системой «Слышать».

Вывод: необходимо использовать такие виды и приемы работы, которые помогали бы осознать учебный материал.

Виды и приемы работы, помогающие осознать учебный материал.

- показ явлений и объектов в природе;

- показ объектов в музеях, на выставках;

- использование наглядности: картинок, плакатов, диафильмов, кинофильмов;

- демонстрация звуков, тактильных ощущений, движения;

- работа с терминами: составление словарей, иллюстрирование, сопоставление;

- распознавания образов;

- использование абстрактной наглядности: таблиц, формул, графиков, схем, карт.

Чтобы ситуация успеха была достижимой:

- выбирать такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу;

- Например: при проверке темы «Развитие географических знаний о Земле» использовать звездочки: на одном луче пишется вопрос, на остальных три варианта ответов (вопрос: Кто впервые совершил кругосветное плавание? Варианты ответов: Магеллан, Колумб, Никитин; вопрос: Ученый, который составил карту, где Индийский океан показан как озеро? Варианты ответов: Эратосфен, Птоломей, Колумб.);

- Использование кроссвордов при закреплении темы, проверки знаний;

- Тесты для проверки знаний, закрепления темы урока;

- Заранее сообщить учащимся вопросы, по которым будет проводиться опрос или проверочная работа.

Для стимулирования познавательного интереса младших школьников можно использовать их интерес к игровой деятельности, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная работа их утомляет. Поэтому полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению (КВН, «Счастливый случай», «Звездный час», «Перестрелка», «Поле чудес» и др.), чаще использовать экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

- если у ребят возникли трудности при изучении темы, разбить ее на более мелкие порции (География промышленности мира - 10 класс). Или использовать правила, помогающие учащимся понять тему. В 6 классе при изучении темы «Масштаб», учащиеся (даже сильные) испытывали затруднения, связанные с переводом из одного вида М в другой. Но для более легкого перевода из одного вида масштаба в другой, нужно просто запомнить правила. Правило 1-е: чтобы перевести численный масштаб в именованный нужно подсчитать, на сколько нулей оканчивается число в знаменателе. Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, зачеркнув пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1см. на карте. Пример: дан численный М 1 : 500 000, следовательно в

1см. – 5км. если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, зачеркнув два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1см. на карте. Пример: численный М 1 : 10 000, следовательно в 1см. – 100м. Правило 2-е: чтобы перевести именованный М в численный, нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном М, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного М, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей. Пример: именованный М в 1см. – 100м., следовательно, численный

М 1 : 10 000; именованный М в 1см. – 5км., следовательно, численный М 1 : 500 000

Для создания ситуации успеха урок должен быть более привлекательным и интересным:

- загадки, головоломки

Часто в младших классах прежде чем сказать тему урока, учащиеся сами называют ее, отгадывая загадки. Например, тема «Атмосферные осадки» в 6 классе, определяется по загадкам:

-В холоде – горой, - Крупно, дробно зачастило - Падает горошком,

В избе – водой. (снег) И всю землю напоило.(дождь) скачет по дорожкам (град)

- Серое сукно – тянется в окно (туман). – Заря-заряница, красная девица, врата запирала,

по полю гуляла, ключи потеряла: месяц видел,

солнце скрыло (роса).

Тема «Реки» в 6 классе начинается с загадок: - Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

- Не конь, а бежит, - Между гор, между дол,

Не лес, а шумит. Бежит белый конь.

Тема: «Озера» - загадка определяет тему урока: Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?

7 кл. – шарады по темам «Реки Евразии», «Антарктида».

Сигнальные загадки в 7 кл по темам «Климат Земли», «Теория литосферных плит», «Жизнь в океане»; в 8 кл по теме «Урал»

- игры

В 6 – 7 классах при закреплении больших тем проводятся в игровой форме: в 6 кл. по теме «План и карта» - «Счастливый случай», «Остров сокровищ»; по теме «Гидросфера» - «Неизвестная река». В 7 кл. – КВН после изучения Африки, Северной Америки; «Австралийский серпантин», урок-путешествие «ПЗ мира», «Что? Где? Когда?»; в 10 кл. – урок-игра по США, КВН по Японии и др.

- необычное начало урока

При изучении достаточно сложной и не очень интересной темы «Природные комплексы» в 7 классе перед уроком выбираются ученики, которые будут представлять компоненты природы: климат, воды, почвы, растения, животные, рельеф, горные породы. Они зачитывают определения этих понятий, остальные учащиеся отгадывают. Затем участники-«компоненты» берутся за руки. Остальные учащиеся должны догадаться, что они изобразили.

- использование отрывков из стихотворений и прозы

При объяснении круговорота воды в природе в заключении зачитать стихотворение Ц. Дамдиаурэна

Туман лежит на кручах,

Недвижен и глубок,

Где оседает туча,

Рождается поток…

Как змеи голубые

Ползут извивы рек

И в синем океане

Оканчивают бег.

Как белые драконы,

Крылами шевеля,

Летят оттуда тучи

Дождем кропить поля.

Перед темой «Водяной пар и облака» дать опережающее задание найти стихотворение, где говорится про водяной пар, осадки. Например: «Утро», Никитин.

Звезды меркнуть и гаснут. В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш, тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Формирование понятий «горная река», «равнинная река»:

- Терек воет, дик и грозен, - «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно

Меж утесистых громад, катит он чистые воды свои» (Гоголь)

Буре крик его подобен,

Слезы брызгами летят. (Лермонтов)

«Глобальные проблемы человечества»: Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!.

Но считанные птицы над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озерах и

Считанные рыбы живут в реке.

И восковые считанные зерна неслышно зреют в малом колоске

Над запахом таежной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной Книге

Узнают, как богаты были мы?! (Р. Рожденственский)

- музыкальное сопровождение

Использование записей с голосами птиц при изучении темы «Птицы»; звуки прибоя, шум дождя и др.

- связь учебной информации с жизненным опытом уч-ся: что они знают об этой проблеме, что читали, или слышали, какие идеи и ассоциации возникают и т.д.

Тема «Горные породы» в 6 кл. начинается с вопроса: «С какими горными породами вы встречаетесь ежедневно?». Удивление вызывает то, что оконное стекло сделано из песка, грифель карандаша из графита, капроновые ленты в косах девочек из газа и угля, но больше всего удивляет, что помада сделана из нефти.

Темы «Землетрясения» и «Вулканы» начинаются с вопросов, что ребятам уже известно по данным темам из сообщений СМИ.

- предоставление информации в форме проблемы или проблемного вопроса, поощрять догадки, вопросы, критические суждения, позволять проверять и доказывать даже ложные суждения.

Например: Тема «Урал» Твардовский: Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

Проблемный вопрос: Почему поэт называет Урал добытчиком и кузнецом?

Введение в тему «Масштаб» в 6 кл. начинается с истории про карту в масштабе 1: 1 с постановкой проблемного вопроса: «что надо сделать, чтобы местность любых размеров могла уместиться на обычном листе бумаге?»

Для достижения успеха можно использовать различные формы обучения.

Формы обучения – это способ его организации в соответствии с числом обучаемых в классе.

По мнению исследователя этой проблемы д.п.н. М.И. Зайкина, форма обучения определяется тремя факторами:

1) способом разделения учащихся на группы или отсутствием деления на группы;

2) характером взаимодействия уч-ся внутри учебных групп (постоянные, временные, или их отсутствие);

3) характером воздействия учителя на работу групп (постоянное руководство, или вмешательство по мере необходимости, или отсутствие воздействия);

Различные формы обучения подразделяются на три большие группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные. Индивидуальная форма предполагает непрекращающееся взаимодействие учителя с учеником. Примером такого обучения являются дополнительные занятия или опрос ученика у доски. При индивидуальном обучении учитель может наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. Однако в такой форме обучения есть недостаток: каждый ученик работает вне контактов с другими учащимися. Ученик не оказывает помощи другим и не получает ее от них.

Особо следует остановиться на таком варианте индивидуального обучения, как вызов к доске. Учитель в этом случае все свое внимание вынужден уделять вызванному к доске, а всякое обучение остальных учеников класса прекращается. Неблагоприятен и педагогический эффект от плохих ответов у доски. Поэтому к вызовам учеников к доске следует относиться с большой осторожностью. Конечно, необходимо вызвать к доске ученика, если он желает показать, как он выполнил то или иное задание, а также подготовленного ученика для ответа по теории. Но вызов к доске заведомо неподготовленного ученика – вряд ли оправданны. Поэтому для ответа у доски заранее назначаю ученика, определяю тему для его выступления. Во-первых и времени тратиться меньше, и для других ребят образец пересказа, а, в-третьих, способ получить хорошую отметку.

К фронтальным формам обучения я отнесла лекции и семинарские занятия. Лекция – наиболее распространенный пример обучения в старших классах. Однако, наблюдения показывают, что во время лекции слушатели успевают усвоить приблизительно 40 % материала. Также при проведении лекции необходимо отдавать себе отчет, насколько интересен детям излагаемый материал. Если он настолько интересен, что обеспечивает непроизвольное внимание, то лекция может продолжаться хоть целый урок. Если же это не так и внимание произвольно, то как показывают специальные исследования, нельзя удержать внимание аудитории более 18 мин. (в среднем). Отсюда рабочее правило: лекция, рассчитанная на непроизвольное внимание школьников, не должна продолжаться более 15 минут. А куда девать оставшееся время? Решить эту проблему можно, если чередовать теорию лекции с беседой и самостоятельной работой по учебнику. Переключение с одного вида деятельности на другой не вызывает утомления, а следовательно и снижения внимания. Например, именно так была построена лекция в 10 классе по теме «НТР» и учащиеся проявляли интерес к данной теме на протяжении всего урока.

Особо следует остановиться на коммуникативном воспитании детей в школе. В жизни дети должны уметь общаться друг с другом. Однако на уроке им запрещают общаться между собой. В жизни считается необходимым оказывать помощь нуждающемуся, а на уроке – все наоборот! Следует добиваться, чтобы наши уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Поэтому следует развивать коллективные формы обучения. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Сотрудничество со сверстниками способствует качеству усвоения учебного материала.

Коллективное обучение предполагает наличие связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Для организации коллективной работы, нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из них учебные задачи, обеспечив при этом разделение труда между учащимися. Начиная групповую работу надо убедиться, что у учащихся достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастным к групповым занятиям, активно в них участвовать.

Простейшим видом коллективной работы является парная работа, во время которой учащиеся работают по двое – за общим ученическим столом. При этом учитель не должен сам их пересаживать. Напротив, нужно предложить учащимся сесть так, чтобы им было удобно и приятно работать вместе. Но если окажется, что та, или иная пара неработоспособна, учитель должен их рассадить.

Пара учеников равная по силам, а значит, и по своим ролям, называется гомогенной, а пара учеников, различных по их ролям – гетерогенной. В такой паре один ученик-«учитель», другой-«ученик». «Учитель» должен помогать «ученикам» осваивать материал. Важнейшая цель учителя на таком уроке – оценить работу каждого ученика. Следует принять такое правило: оценки соседей не могут отличаться более чем на 1 балл. Уроки этого типа имеют большое воспитательное значение: осуществляется трудовое воспитание (дети приучаются организовывать свой самостоятельный труд), нравственное воспитание (несут ответственность за работу своего соседа), коммуникативное воспитание (дети сотрудничают как во время работы, так и во время проверки ее результатов).

Другой формой парной работы может являться урок устного опроса. Учитель в начале урока предлагает распределиться на пары для работы над учебником. Он сообщает, какой материал необходимо прочесть, и какие задания по этому материалу надо выполнить. Затем он знакомит детей с вопросами, на которые они должны ответить. Эти вопросы записаны на доске (так же, как и указания страниц учебника). Кроме того, на доске должно быть записано домашнее задание.

Ученики рассаживаются по парам и начинают работать. Они читают материал в учебнике и отвечают на вопросы друг другу, выполняют указанные задания. Когда пара считает, что готова отвечать, она сигнализирует об этом учителю. Учитель опрашивает только две первые пары, а всех остальных опрашивают учащиеся, успешно ответившие до этого.

Уроки общения позволяют опросить каждого учащегося по всему необходимому материалу курса.

Часто использую пары для пересказа, когда учащиеся пересказывают друг другу, а потом оценивают друг друга. Но обязательно перед парной работой для образца перед всем классом выступает заранее назначенный ученик. Такая форма пересказа, считаю, уменьшает тревожность у учащихся и повышает чувство комфортности. Плюс - идет накопление оценок.

Ситуацию успеха можно использовать на различных этапах урока.

Этап объяснения нового материала. Очень часто объяснение нового материала идет после проверки домашнего задания и поэтому внимание учащихся уже несколько снижено. А поддержанию внимания при объяснении могут способствовать вопросы учителя, которые должны быть обращены ко всему классу. При этом важно, чтобы и отвечали на эти вопросы все ученики. Вопросы должны быть естественными, не прерывающими нить изложения. Чтобы на вопрос ответили все, можно задать его одному из учеников, а затем спросить остальных, согласны ли они с его ответом. Для этого можно написать на доске «да-нет» - и попросить поднять левую руку (да) тех, кто согласен с ответом, и правую (нет) - кто не согласен. Этот прием хорош тем, что все учащиеся отвечают на вопрос одновременно и однократно, а значит, вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить полученные ответы.

Этап закрепления. Различают 3 этапа закрепления: воспроизводящее (репродуктивное), тренировочное, и творческое (продуктивное).

Воспроизводящее закрепление состоит в выполнении уч-ся заданий, аналогичных тем, которые выполнялись ими во время объяснения учителя. Новые задания могут отличаться от прежних лишь несущественными деталями.

Тренировочное закрепление – это выполнение заданий, аналогичных выполненным ранее.

Творческое закрепление состоит в выполнении учащимися новых для них заданий. При этом методе закрепления учащиеся применяют новые знания в незнакомой ситуации. Например, на выявление причинно-следственных связей. (например: 7 класс, тема «Климат Африки»: Почему теплый воздух поднимается вверх и выпадает много осадков? На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков и почему? Почему на западном побережье Африки образовалась пустыня Намиб? Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке?)

Различают также 3 вида закрепления: первоначальное (соответствующее воспроизводящему), тренировочное и итоговое (содержащее элементы тренировочного и творческого закрепления).

Первоначальное закрепление должно быть организовано как воспроизводящее. Это значит, перед глазами учащихся должен находиться воспроизводимый материал: алгоритм выполнения задания (например, описание по плану; порядок определения географических координат; решение задач и др.). Ясно, что первоначальное закрепление удобно проводить сразу после объяснения, на том же уроке, имея перед глазами конспект.

Тренировочное закрепление может быть отнесено к домашней работе, но лучше если оно будет организовано в классе. Чтобы сделать его именно тренировочным, нужно добиться его безусловной доступности для каждого ученика. Для этого можно использовать задания на выбор: либо ответить письменно на вопросы, но можно и устно (важно для тех, кто не любит писать); либо приготовить вопросы, либо быть готовым ответить на вопросы(«Горячий стул»); составить кроссворд по изученному параграфу, либо сделать словарик новых слов и др.Итоговым закреплением чаще всего является проверочная работа.

Этап проверки знаний.

- Географический диктант. Два ученика (оповещенные об этом заранее) пишут ответы на скрытых полях доски, остальные на отдельных листах. Диктант содержит вопросы, ответы на которые есть в конспекте прошлого урока. Когда диктант завершен, учитель собирает листы, а вызванные к доске открывают свои ответы. Далее – анализ вопросов и ответов.

Диктанты – особый прием актуализации и проверки знаний.

Вопросы диктанта должны быть поставлены и сформулированы так, чтобы ответы на них:

1. были определенными;

2. не зависели от сообразительности учащихся (они должны быть заранее известны успешно работающему ученику);

3.быть краткими.

Диктант – это такое средство для повторения, которое заставляет повторять всех и делает повторяемый материал интересным для всех.

- Географический диктант на знание номенклатуры. Учащимся предлагается два уровня сложности: на «3» - работа с атласом, на «5» - работа без атласа.

- Проверочные работы на два уровня сложности: Повышенный - письменные ответы на вопросы по заданной теме, Пониженный - тестовые задания. Перед началом проверочной работы учащимся разрешается ознакомиться с вопросами, на которые надо дать письменный ответ, после чего они определяются с выбором уровня. Но учащиеся предупреждаются, что за работу пониженной сложности самая высокая оценка будет «4» или «3», даже если все выполнено правильно.

- Тесты.

- После изучения сложного материала учащиеся проверяют себя в усвоении нового, объясняя тему друг другу.

- Придумывание вопросов и задавание их одноклассникам («горячий стул»)

- «Вопрос – ответ»

Читается текст вслух учителем или учеником с хорошей техникой чтения.

Разделить класс на две команды (два варианта): 1 – составляют вопросы по прочитанному, 2 – готовятся на них отвечать.

- «Дотошный ученик»

Читается текст или статья учителем или подготовленными учениками. Учитель дает задание: кто больше составит вопросов по тексту (время устанавливает учитель), тот и победитель.

- Решение кроссвордов.

- Работа с понятиями.

Подобные задания помогают поддерживать интерес к предмету и вселять уверенность в своих силах.

Категория: Всем учителям
12.05.2015 03:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!