СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий на уроках биологии для повышения эффективности обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Компьютер - это необходимый универсальный инструмент школы 21 века, но ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. Многие согласятся, что педагог, работающий по старинке, используя доску и мел, традиционные модели и таблицы, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера. В наше время использование компьютера на уроках возможно и доступно, так как учащиеся, начиная с младшего школьного возраста уже знакомы с основными принципами работы с ним. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера.      В своей педагогической практике, наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Использование данных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств ИКТ технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.      Считаю, что данные технологии позволяют создать условия для формирования мотивации, развития индивидуальных способностей, активизируют познавательный интерес, и как следствие – повышается эффективность обучения. Таким образом, целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей моих учеников.      На страницах Интернет мне встретились различные способы классификации ИКТ и ресурсов. Не буду изобретать велосипед и упомяну некоторые из них.      Информационные технологии подразделяются 1.Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации) 2.Специальные (электронные учебники, энциклопедии тренажеры) 3.Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии).      Все эти технологии я активно использую в своей работе. Невозможно перечислить всех возможностей, предоставляющих учителю использование универсальных информационных технологий. Это и оформление различной документации, составление инструктивных карточек или карточек для контроля знаний, таблиц, диаграмм, различных презентаций. Все это позволяет экономить время учителя, уплотняет урок и делает его интересным, позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению. Я стараюсь эффективно использовать цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках Общероссийского проекта "Школа цифрового века". Активно использую ресурсы Центрального хранилища электронных образовательных ресурсов нового поколения Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и другие. Однако, не всегда такие электронные пособия удовлетворяют моим требованиям, и требованиям моих учеников. Диски, при частом использовании, могут приходить в негодность, или готовый ресурс не устраивает своей структурой, цветовым решением, размером шрифта. Важным моментом является и то, что не всегда имеется в наличии материал, который необходим при изучении какой-либо темы. Актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения элементарных задач, дистанционного обучения учеников.      В своей работе для создания пособий я, наряду с другими программами, использую широко известную программу Power Point. Она проста в применении, позволяет создавать разнообразные интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники и словари и даже целые образовательные модули. Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками «визуалами». Ведь по статистике только 5 % учащихся – аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при ответах на вопросы или решении задачи просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Кроме того, иллюстрации, используемые для создания пособия, прекрасно дополняют рисунки учебника, что повышает наглядность урока, делает пособие незаменимым, при объяснении нового материла, помогает понять сложный материал в случае самостоятельного его изучения ребенком. Педагог может создать ресурс специально для урока обобщения и систематизации знаний учащихся, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов биологии, для создания целостной картины. Учитель при этом может компактно собрать большой материал многих параграфов в одном пособии. Педагог может создавать многофункциональное пластичное пособие, которое может быть использовано как для фронтальной работы класса при наличии одного компьютера в классе, так и для индивидуальной работы каждого ученика с этим же пособием. Самостоятельная работа ученика с такими пособиями повышает активность учащихся, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель может довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность. Что опять же важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям. Интересно, что ребята всех возрастов с удовольствием работают с тренажерами или другими пособиями, как на своем рабочем месте, так и у доски. Своей работой в этом направлении делюсь с коллегами на семинарах, практических занятиях, педсоветах.    Проводила обучающий семинар по теме «Методика создания интерактивных пособий в программе Power Point». Принимала участие во Всероссийской педагогической видеоконференции «Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся» в 2012г. Я не только обучаю коллег методике создания и использования различных пособий, но и предлагаю свои пособия, разработки уроков и внеклассных мероприятий.   Сейчас работаю над созданием комплекса презентаций по биологии.    Таким образом, мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для объявления темы 2. Как сопровождение объяснения учителя 3. Информационно-обучающее пособие 4. Для контроля знаний      Можно выделить следующие особенности ИКТ: 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране, 2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями. 3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. 4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. 5. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 6. Повышение производительности урока. 7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное снимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.[1]      Применение в работе ИКТ позволило мне повысить интерес к предмету и эффективность обучения. Показателем этого, может служит активизация познавательного интереса учащихся на уроках и вне урока. Для исследования познавательного интереса и творческой активности учащихся я использовала индивидуальную карту диагностики познавательного интереса и творческой активности школьников. Эта карта была составлена на основании метода анкетирования учащихся и с использованием собственного педагогического опыта (см. Приложение 1,2). Данная карта заполняется мной исходя из собственных наблюдений за учащимися на уроках, анализа самостоятельной работы дома, при выполнении творческих заданий и проектов и домашнего задания полученного на уроке. Педагог может заполнять данную карту с разной периодичностью: после изучения темы, в конце четверти и т.д. Я заполняла карту в октябре, когда ученики втянулись в работу и в апреле, когда можно уже судить о приобретенных навыках и знаниях, и еще нет расслабления, в предвкушении летних каникул. Сравнив полученные результаты, я могу отметить некоторый рост познавательной и творческой активности к концу года. Так если низкий уровень познавательной активности в октябре наблюдался у 44 % учащихся в апреле он уменьшился до 18%. Кроме того, в большинстве классных коллективов наблюдался постепенный рост качества знаний учащихся (приложение 3).  . Мои ученики являются победителями конкурсов олимпиад различного уровня:  Приложение 1 КАРТА ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩЕГОСЯ 1. Поведение учащегося при решении задания на сообразительность А) сам находит ответ (5б.) Б) когда как (3 б.) В) предпочитает получить готовый ответ от других (0 б.) 2. Чтение дополнительной литературы по предмету А) систематически читает (5 б.) Б) мало читает (3 б.) В) не читает совсем (0 б.) 3. Как часто ли задает вопросы по новой или пройденной теме урока? А) часто (5 б.) Б) иногда (3 б.) В) не задает совсем (0 б.) 4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности? А) очень эмоционально (5 б.) Б) средний уровень выраженности эмоций (3 б.) В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0 б.) 5. Выполнение (на уроке, дома) дополнительных заданий повышенной сложности по инициативе ученика А) часто (5 б.) Б) иногда (3 б.) В) никогда (0 б.) 6. Творческий подход к выполнению заданий А) часто (5 б.) Б) не всегда (3 б.) В) никогда (0 б.) 7. При выполнении работы на компьютере пользуется возможностью и попробовать другие методы и приемы работы А) старается сделать это сам, без участия учителя (5 б.) Б) перед тем как сделать интересуется у учителя (3 б.) В) дальше предложенного метода не движется (1 б.)< br>Интерпретация результатов: <br> 35 – 30 - высокий уровень 20 – 29 – средний 0 – 19 – низкий. Приложение 2 «Учитель глазами ученика» № Вопросы Варианты ответов №1 Как Вы оцениваете культуру речи учителя, его дикцию? 1.Речь грамотная, эмоциональная, четкая дикция, умеренный темп 10 б. 2.Речь неграмотная, монотонная, нечеткая дикция….0б. №2.Как вы оцениваете внешний вид учителя? 1.Соответствует нормам (деловой стиль, опрятность и др.) 10б. 2.Не соответствует нормам 0б. №3.Усваиваете ли Вы во время занятий материал? 1.Да, всегда 10б. 2. Усваиваю материал только в процессе самостоятельной работы- 0б. №4.Интересно ли Вам на занятиях у учителя? 1.Интересно всегда -10б 2.Скучно 0б. №5.Чувствуется ли на занятиях заинтересованность учителя в успехах учащихся? 1.Да -10. 2.Безразличное отношение – 0б. №6.Уважительно ли к Вам относиться учитель? 1.Всегда уважительно -10б 2.Никогда – 0б. №7.Обладает ли преподаватель высокой эрудицией и знанием предмета? 1.Да -10б. 2.Нет -0б. №8.Удовлетворяют ли Вас индивидуальные консультации? 1.Всегда -10б. 2.Никогда – 0б. №9.Важно ли для Вас мнение преподавателя? 1.Очень важно -10б. 2.Безразлично -0б. №10.Комфортно ли Вы себя чувствуете? 1.Да -10б. 2.Нет -0 б. №11.Как Вы оцениваете объективность оценок? 1.Всегда объективны -10б. 2.Всегда необъективны -0б №12 Ваши советы учителю по улучшению его работы(написать несколько предложений)  

 

 

 

 

Категория: Биология
17.01.2015 14:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!