СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование современных образовательных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики.
учитель физики ГКОУ СО «Березовская школа»
Н.Ф.Валиева
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Ориентация образования направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика?
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а необходимо, чтобы говорил не только учитель, но и ученик. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем, не должно являться основным методом в обучении.
Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому — ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.
Проблемное и развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес, создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихся, навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д. На уроках я использую следующие способы постановки и решения учебных проблем.
На этапе изучения новой темы– это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые ставит учитель и решает вместе с учащимися.
Другой способ развития познавательной активности – поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов.
Проблемной ситуации при объяснении нового материала может быть постановка опыта. Например, опыт рождает проблемную ситуацию. При изучении тепловых явлений неоднократно подчёркиваем, что все тела, находящиеся в длительном контакте, имеют одинаковую температуру. Для наглядности измеряем температуру воздуха в разных местах класса (например, на каждом столе), а после этого прошу учащихся потрогать различные предметы, находящиеся на столах: деревянный и железный бруски, стеклянный стакан и Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.
В физике практически любая изучаемая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью:
Одним видом здоровьесберегающих уроков является урок с элементами здоровьесбережения, когда тема урока имеет отношение к здоровью. Например, тема «Масса» – лишний вес создает угрозу здоровью; тема «Смачиваемость – необходимо соблюдать гигиену кожи; тема «Архимедова сила» – надо знать правила поведения на воде.
Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы
Для своих учеников я использую некоторые приемы методики В.Ф.Шаталова.
Один из таких приемов – это использование опорно-логических схем или конспектов. Знания вводятся крупными блоками, представляя собой первичное знакомство ученика с новым материалом с целью раскрытия его сути, показывая связь с уже имеющимися знаниями. Кроме того, в опорных схемах может быть отражена классификация знаний по уровню значимости (красным цветом - самое главное, зеленым – менее существенное). Кстати, учащиеся с задержкой психического развития очень хорошо реагируют на цветовую гамму. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память.
Для моих учеников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала, мы еще раз к нему возвращаемся, но уже дополняем опорный конспект новой информацией из учебника и своими примерами (домашние задания).
Поскольку на практике чаще всего ведется устный опрос, я использую разнообразные формы: у доски с опорным конспектом, парный взаимоопрос и другие. Все они обеспечивают повторение материала, закрепление знаний. Особенно практикую, когда оценки своим одноклассникам ставят ребята. Это способствует овладению критериями оценивания знаний, и подготавливают ребят к адекватной самооценке. А это еще одно психологическое условие повышения эффективности обучения слабоуспевающих учеников.
Использование ИКТ на уроках физики.
Использование компьютера и компьютерных технологий в моей работе обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии «я».
© 2016, Валиева Накия Файзелхановна 140