СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в учебно - воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Без учета этих изменений невозможно развитие школы.

Значительно возросли и содержательно изменились социальные требования к образованию, в основе которых лежат критерии качества, сохранения здоровья, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации.

Специальная (коррекционная) школа не является замкнутым пространством, не подверженным изменяющимся условиям, что отражено и в Единой концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья положения, где отмечается, что «предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося». Поэтому и в специальных (коррекционных) школах ` стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем жизненной компетенции.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированная технология обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, проектная технология обучения, технология деятельностного обучения, игровая технология.

Основную роль в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы играет технология системы коррекционно-развивающего обучения. Она предусматривает продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися минимума содержания образования по предметам, отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.

В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов и технологии деятельностного метода обучения.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Используя метод проектов в работе с детьми с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Педагог направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, раздает задания. Важно, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Значимость проектной деятельности заключается в том, что педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность. Выполненные проекты: «Моя родословная», «Города», «Достопримечательности моего города», «Экономическое развитие России в конце XIX века», "Декабристы», «Великие географические открытия» и т.д.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Главными целями введения этого метода являются: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. На уроке всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы.

Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Эти технологии направлены на развитие личностных качеств ребёнка (умение ставить перед собой цели, задачи, налаживать сотрудничество друг с другом, критически мыслить, выявлять проблему и решать её и т.д.).

Использование современных педагогических технологий в специальной коррекционной школе способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Н. Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013.- 42 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд, испр. и доп.-М.;Аркти.2006 г 80с.

4. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997.

7. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005.

8. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000

Категория: Всем учителям
16.11.2015 15:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!