СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Преподавателю уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видео-книги, учебно-методические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, видео-уроки с использованием спутникового телевидения, системы мультимедиа, и многое другое.
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который, вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Использование в учебно-воспитательном процессе электронных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:
• Эмоциональное воздействие на студента. В силу стоимости фотографии, например, практически не включаются в полиграфические издания учебников по электротехнике. А в электронном варианте множество фотографий, рисунков, графиков и видеофрагментов, взятых из уже существующих учебных пособий, а также видеофрагменты, созданные самостоятельно.
• Редактирование объектов. Стандартные программные продукты, имеющиеся в приложениях Windows, позволяют при желании вырезать и увеличить фрагмента объектов, добавлять поясняющие сноски и подписи, которые помогут лучше понять содержание рисунков.
• Создание собственных плакатов путем соединения вместе нескольких объектов. Такое совмещение крайне важно для выработки навыков условного обозначения устройства приборов на чертежах и наоборот чтения чертежей и сопоставления их с реальными устройствами.
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Варианты построения уроков с использованием электронного учебника.
1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении. Например, урок «Электрическое поле. Параметры электрического поля». Можно использовать видеофрагмент из электронного учебника «Электрические поля».
2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. Например, интерактивное упражнение (электронный учебник «Электрические поля»).
3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи.
4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. (электронный учебник «Электрические поля». Тесты)
6. Выполнение виртуальных лабораторных работ. Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%. В УМК по предмету «Теоретические основы электротехники» предлагаются виртуальные лабораторные работы по разделам «Электрические цепи постоянного тока», «Исследование цепей переменного тока».
7. Проведение индивидуальных экспериментов. Каждый студент может побыть в роли ученого-экспериментатора и выбрать понравившуюся ему тему работы, из большого списка. Используя электронную инструкцию, он может самостоятельно спланировать, разработать, провести, проанализировать и обобщить осуществлённый эксперимент. Отличный способ заставить свою голову не просто учить, но еще и трудиться! Каждая выполненная работа вселяет в студента уверенность в себе и своих силах, а результаты проведенных экспериментов становятся хорошей основой для работы в школьном научном обществе.
Компьютерная тренировка позволяет устранить давно известный недостаток школьного обучения, состоящий в том, что оно часто остается более или менее незавершенным, поскольку осуществляется преимущественно на уровне этапа введения знания. Учебный процесс строится обычно по принципу матрешки, т.е. усвоение последующей темы требует уверенного владения предыдущей, вплоть до умения решать задачи. Но школьных ресурсов на тренировку не хватает, и для многих учащихся обучение сводится к порождению цепочки не полностью усвоенных тем.
Для решения проблемы соотношения “компьютерного” и “человеческого” мышления необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др. С другой стороны, обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего собственного алгоритма действий, а не
навязывать ему готовый, созданный программистом. Благодаря построению
собственного алгоритма действий студент начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.
Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности.
Внедрение УМК и электронных учебников в образовательный процесс способствует:
Использование информационных технологий позволяет преподавателю:
Использование информационных технологий позволяет студентом:
Своими целями при обучении электротехники я сделал:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
• Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
• Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
целями при обучении физики я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение УМК и электронных учебников на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Очень часто в свои уроки я вставляю видеоролики из электронных учебников.
Мною проводился сравнительный анализ использования на моих уроках (применение мультимедийных презентаций и электронных учебников), начиная с 2015 года.
Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по электротехнике с 60 % до 76 %. Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы УМК и электронных учебников.
Планирую продолжить работу над данной темой и в 2017 году начать дистанционное обучение с использованием УМК и электронных учебников для студентов заочного обучения.
В заключении хочу отметить, что использование УМК и электронных учебников на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
© 2017, Утеулиев Ержан Бактыбаевич 963