СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыкального искусства как средство воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании ведется постоянный поиск новых педагогических технологий. Это связано с отказом от традиционного обучения и воспитания. Именно благодаря использованию современных технологий появляется возможность обеспечить наиболее комфортные условия для каждого ученика, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а значит, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья детей очень актуальны сегодня и являются целью здоровьесберегающих технологий. Активное использование их в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Задача современного учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки, важнее - создать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в классе и школе, формирующую Личность, воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывать у них позитивную самооценку.

По результатам медицинского обследования проводимого в школе в прошлом учебном году, количество здоровых детей в младших классах не превышает 22 %. К сожалению, увеличивается число детей, имеющих различные хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие… Это ещё раз доказывает, что культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Важную роль в формировании физического и духовного здоровья личности играет искусство, в частности – музыка. Ещё в давние времена люди заметили, что она оказывает исцеляющее воздействие на человека, на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Этой точки зрения придерживался и чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский, который ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.

Создание доброжелательной комфортной обстановки на уроке, уместный юмор и приятный тембр голоса учителя, поощрение к самостоятельной творческой и мыслительной деятельности снижают влияние стрессов на ребёнка, восстанавливают положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Разные виды деятельности на уроках музыкального искусства способствуют укреплению здоровья младшего школьника: нормализуют основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы. При восприятии музыки, стимулируют слуховую активность, оздоравливают голосовой аппарат в процессе пения, восстанавливают координацию между слухом и голосом (вокалотерапия), развивают функции легких в процессе музицирования на духовых инструментах (сопилка), развивают координацию движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).

Предлагаю рассмотреть основные этапы структуры урока музыкального искусства с использованием здоровьесберегающих технологий.

I. Организация класса, музыкальное приветствие.

Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад:

«Утро начинается: «Добрый день!»

Люди просыпаются: «Добрый день!»

Солнце улыбается: «Добрый день!»

Новый день рождается: «Добрый день!»

Подбор небольших мажорных песенок с позитивным текстом поднимет настроение детям, настроит их на добродушное мировосприятие, улучшит климат на уроке.

II. Вокально - хоровая работа.

Искусство пения (вокал) – это, прежде всего правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни, одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, приближает к качественному и техничному исполнению песен, тем самым повышает самооценку ребёнка.

Для создания правильного звука требуется спокойное, естественное дыхание. В этом случае звук будет красивый, сильный, достаточно полный. Первое требование в обучении пению — научить детей правильно брать дыхание, протягивать звук, исполняя поначалу небольшую фразу на одном дыхании. Нужно следить за тем, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, правильно расходовали воздух, не брали дыхание в середине слова. Также немаловажное значение в процессе пения имеет положение корпуса — спина должна быть ровной, плечи нельзя поднимать. Самым простым и эффективным методом обучения является показ звучания педагогом. В вокально - хоровой работе использую дыхательные упражнения, попевки, скороговорки, так как это интересно детям и способствует развитию музыкального слуха. Таким образом, процесс по формированию певческого дыхания и звуковедения позволяет добиться чистоты интонации в произведениях.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание — важнейшая функция организма. Специальные дыхательные упражнения занимают важное место в физической культуре. Они обеспечивают дренаж бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, очищают слизистую дыхательных путей.

Упражнение «Воздушный шарик».

Исходное положение. Стоя или сидя, положив руки на нижнюю часть ребер.

Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6 раз.

Упражнение «Насос».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела

Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6 раз в каждую сторону.

Упражнение «Зимой».

Исходное положение. На вдохе (через нос) – разводим руки в стороны, на выдохе (резкий выдох) - имитация – «согреваем руки».

Упражнение «Потягушки».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх

Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4 раза.

Упражнение «Морской бриз».

Исходное положение. На вдохе (через нос) – разводим руки в стороны, на выдохе (ртом тонкой струйкой) – руки опускаем, чуть наклоняясь вперёд.

Между прочим, учёные доказали, что медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса. Выполняем 4 раза.

Артикуляционная гимнастика (скороговорки).

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа.

- Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю!"

Отвечает попугаю попугай: "Попугай, попугай, попугай!"

Использование скороговорок в вокально-хоровой работе направлено на коррекцию речевых нарушений, регуляцию мышечного тонуса, развивает ритмический слух.

Использование ритмотерапии – исполнение песен с ритмическими упражнениями (хлопками, щелчками и т.д.) помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление у детей.

Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая речь ребенка, повышает двигательную активность. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, развивает межличностные отношения, помогает при коммуникативных трудностях.

III. Восприятие (слушание) музыки.

На уроках музыкального искусства в начальной школе часто использую приём театрализации (арт-терапия). Мимика и жесты помогают учащимся выражать свои чувства и переживания, способствуют установлению дружеских связей в классе. Привычными стали конкурсы (или, как сейчас называют, кастинги) на лучшее исполнение роли, например, Кикиморы А. К. Лядова или Бабы Яги П. И. Чайковского. Дети учатся двигаться красиво, сознательно передавать пластическими действиями художественный образ.

Занимаясь художественно-творческой деятельностью фольклорного характера (фольклорная терапия) дети отвлекаются от грустных

мыслей. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей позитивное настроение. Их веселит юмор частушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате фольклорной арт-терапии появляются уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Дирижирование воображаемым оркестром увеличивает заинтересованность учащихся на уроке и вовлекает в процесс активного восприятия музыкальных произведений, что приносит нужный психотерапевтический эффект.

С огромным удовольствием дети рисуют музыку (цветотерапия). Звуки в музыке они сопоставляют с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. Рисуют то, что представляется во время прослушивания произведений. Восприятие музыки проявляется в красочных предметах и беспредметных формах. Удивительные фантазии, искреннее выражение своих чувств помогает глубже понять красоту, содержание и настроение музыки, а также получить удовольствие от результата своего творчества.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в шкале потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому, задача учителя научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, чтобы будущие поколения были более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

У всех на слуху фраза: “В здоровом теле - здоровый дух».

Мне больше нравится: «Без духовного не может быть здорового».

Литература

1. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании

// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар.

науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

3. Щетинин М.И. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: 1998.

4. Калашникова И. А. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в

школе. Игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-

ритмические движения [электронный ресурс] // Музыка вокруг нас,

Режим доступа - http://kalashnikova-irina.ru

5. "Стиль жизни": Как влияет музыка на здоровье человека

Режим доступа -: http://www.m24.ru/videos/8876

Категория: Музыка
16.03.2017 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!