СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, способствует сохранению здоровья, укреплению и развитию. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в общеобразовательной школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены не характером эмоционального состояния своих воспитанников, а главным образом тем, чтобы они овладели определенными знаниями, умениями и навыками в области музыки.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Здоровьесберегающие минутки рекомендуется проводить со 2 урока на 20 минуте и каждые следующие уроки. Эти минутки могут превращаться в двигательные игровые разминки, которые дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Сопровождение упражнений хорошей музыкой, позволит превратить 3 – 5 минутный перерыв на уроке в веселую и увлекательную игру.

Учитель начинает урок с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и позитивным эмоциональным настроем. Например,

«Здравствуйте, ребята!»,

«Здравствуйте, учитель».

Или – «Доброе утро!»

Необходимо постоянно следить за посадкой, осанкой, напоминать о расстоянии 1,5 – 2 см между грудью и столом.

Предлагаем выполнить в парах упражнение «Путаница» (провести на слушателях)

Пара поворачивается лицом друг к другу и выполняет следующие движения:

- на счет 1 - хлопок в собственные ладоши;

- на счет 2 – хлопок в ладоши, стоящему (сидящему) напротив;

- на счет 3 – хлопок в собственные ладоши;

- на счет 4 – перекрестные хлопки руками.

Задание повторяется несколько раз с ускорением.

Направлено данное упражнение на развитие координации движений, умения чувствовать и понимать другого человека. Упражнение способствует формированию дружеских отношений учащихся класса.

Логопедическая гимнастика:

- изображаем звонок в дверь, произносим «тр – р - р» (8 раз);

- поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комар «зь» (тонко); в другом кулачке – большой комар, он пищит «З» (поочередно по 4 раза).

- изображаем дворника с маленькой метелкой, рукой делаем дугообразные движения и произносим мягко «Щь». Большая метелка – увеличивается амплитуда дуги, и звук произносится твёрдо – «Ш».

В данных упражнениях возможно чередование ритма произношения звуков; смена характера звучания голоса (злой, требовательный, ласковый…) Ритмотерапия включает в себя следующие разделы: логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения. Логоритмическая гимнастика снимает напряжение после долгого сидения. Ребенок еще не привык долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которые затем сменяются внутренним торможением, вследствие чего, внимание детей ослабевает. «Двигательные песенки» направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего неокрепшего тела. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Упражнение-игра «Как тебя зовут?» Выполняется с мягким мячом – это помогает снять эмоциональное напряжение на 1 уроке в 1 классе во время знакомства. Даём детям пример как можно пропеть свое имя на слоги и после этого передаем мяч соседу по парте, а обратно мяч возвращается на скорость (чтобы не выпал из рук).

Часто на уроках музыки используем музыкально - ритмические песни с элементами театрализации, например, «Тень, тень, по те тень…», «Веселый музыкант».

Используются так же задания на активизацию слухового внимания, например, поднять руку на смену мелодии; частей; состава исполнителей; на вступление определенного музыкального инструмента. Используются элементы пластического интонирования, где ученики движениями рук показывают характер звучания музыки, направление движения мелодии и свое отношение к ней

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект..

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект. Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.

На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- марширование;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое) изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

В качестве примера рассмотрим работу над “Маршем” С.Прокофьева (2 класс, 1 четверть). Тема “Три кита в музыке: песня, танец, марш”.

1 урок - жест подъема, вступление и марширование.

2 урок - точное выполнение входа и остановка. Марширование, как “деревянные солдатики”.

3 урок - остановка по команде и возобновление движения. Остановка на “точку” и продолжение движения на “обрыв” в музыке.

4 урок - самостоятельное движение с остановкой и возобновлением марша по движению – кивку головы учителя.

5 урок – выход под марш на f на полной ступне, на p – на цыпочках.

Такие приемы работы над маршем помогают осознать особенности жанра (четкость, равномерность); ощущать вступления и завершения; через движения показывают изменения динамики.

Танцевальные движения. Этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого подхода учителя и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания.

Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов жанра.

Танец “Вальс” - покачивание головы, корпуса.

“Полька” - выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.

Хоровод “Со вьюном я хожу” - помогает освоению особенностей народных песен-танцев.

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Всё: кисти рук, ног, мышцы, кровь все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Исходный вариант русской народной игры «Дедушка Семак» (И.И Веретенников. Русская народная песня в школе. (Изд. «Северскодонечье», Белгород, 1994) Записано в селе Б. Быково Белгородской области.

Описание игры: Играющие дети, взявшись за руки, становятся в круг. В центр круга выбирается один водящий. Двигаясь по кругу простым шагом, все приговаривают:

ДЕТИ: Здравствуй, дедушка Семак,

Поспел ли твой мак?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Маки, маки-маковочки,

Золотые головочки!

Только посадил!

ДЕТИ: Здравствуй, дедушка Семак,

Поспел ли твой мак?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Маки, маки-маковочки,

Золотые головочки!

Только взошёл!

ДЕТИ: Здравствуй, дедушка Семак,

Поспел ли твой мак?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Маки, маки-маковочки,

Золотые головочки!

Только вырос!

ДЕТИ: Здравствуй, дедушка Семак,

Поспел ли твой мак?

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Маки, маки-маковочки,

Золотые головочки!

Только поспел!

ДЕТИ: Молотить пора! (И слегка хлопают ладонью по водящему, пока тот не скажет: «Обмолотил».)

ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Обмолотил!

После этого все должны быстро убежать за линию круга. Водящий должен кого-то схватить и поставить вместо себя

Вокалотерапия. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. Например, в песне “Почему медведь зимой спит” на слова А.Коваленкова, музыку Л. Книппера. 1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь); 2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге).

У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием).

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области будут следующими:

Гласные звуки:

  • А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
  • Э- улучшает работу головного мозга;
  • И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
  • О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
  • У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
  • Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

  • ОМ – снижает кровяное давление;
  • АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
  • УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

  • В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
  • С – лечит кишечник, сердце, легкие;
  • Ш – лечит печень;
  • Ч – улучшает дыхание;
  • К, Щ – лечат уши;
  • М – лечит сердечные заболевания.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Таким образом, музыка способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений), содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализуете просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и т.д.).

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, паретичными детьми.

“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии (руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта. Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

Продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания

Сказкотерапия. Улыбкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке. Например, оперу «Волк и семеро козлят» М. Коваля – после разучивания отдельных тем героев, полезно инсценировать с масками. К музыкальным сказкам учащиеся с удовольствием создают рисунки.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. При пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии - вот три основных кита вокального искусства.

Цель уроков музыки состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции. Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

Литература

  1. Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования. Валеология. – 2004. - №1. – с 21 – 26
  2. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Начальная школа. – М.: «ВАКО», 2007 г.
  3. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Начальная школа, 2005 - №11, с. 75.
  4. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», - 2004 г.
  5. Лобанова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки. Образование в современной школе. – 2005. - №9. – с. 44 – 57.
  6. Митина, Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. Начальная школа, 2006, №6.с. 56.
  7. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, - 2000 г.
12.02.2017 00:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП