СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этнокультурная направленность является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение детей к ценностям культуры народов, проживающих в Республике Саха (Якутия) и условием для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Работа педагога якутского разговорного языка строится по двум направлениям: первое направление - обучение русскоязычных групп детей разговорному якутскому языку, второе - приобщение детей к якутскому фольклору.
Цель обучения разговорной якутской речи в русскоязычных группах детских садов - практическое усвоение элементов якутского языка как средства общения в повседневных речевых ситуациях в тех пределах и на том уровне, которые доступны детям дошкольного возраста, а также знакомство с именами известных якутских писателей и их произведениями.
Основная задача второго направления – вызвать у дошкольников устойчивый интерес к изучению разговорного якутского языка и культуре народа Саха через приобщение к фольклору.
В МБДОУ ЦРР – Д/с №26 "Кустук" г. Якутска традиционными стали: каждая среда месяца - «День осуохая», соревнование по якутским настольным играм, развлечение «Танха», «День якутского языка и письменности», проект «Якутские писатели - детям», «День Республики», праздник встречи долгожданного лета «Ысыах».
Признание организацией объединенных наций ЮНЕСКО национального эпоса якутского народа олонхо одним из "шедевров устного и нематериального наследия человечества", обязывает общественность приложить все усилия к тому, чтобы ценности олонхо стали достоянием народов мира, а педагогов – к поиску путей и способов постижения подрастающим поколением гуманистических идеалов эпоса как своеобразного опыта художественно - эстетического освоения действительности.
Олонхо - вершина мудрости якутского народа, источник неисчерпаемой энергии, его умственной деятельности, гимн добру, высокой нравственности.
В 2017 году совместно с воспитателями подготовительной к школе группы «Аленький Цветочек» был разработан краткосрочный проект «Олонхо для малышей». Целью проекта стало формирование у русскоязычных групп детей познавательного интереса к эпосу олонхо, донести до сознания детей основной смысл, идею олонхо, а также развитие творчества детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях, привитие детям интереса к разговорному якутскому языку и уважения к традиционной культуре народа Саха.
В течение года дети знакомились с героями эпоса олонхо, участвовали в беседах, рассматривали иллюстрации, рисовали по сюжетам олонхо, играли в подвижные игры. Итоговым мероприятием и заключительным этапом проекта стало театрализованное представление по мотивам олонхо «Доблестный богатырь Бэргэн на мотыльково-белом коне» детского драматурга Марии Обутовой-Эверстовой в переводе с якутского языка Альбины Борисовой.
Олонхо - богатое и сложное для детей поэтическое произведение и на первый взгляд предназначено только для якутскоязычных детей. Несмотря на это, дети русскоязычных групп полностью погрузились в волшебный мир олонхо. Описания быта, природы, зверей и птиц обогатили представления детей, способствовали расширению их кругозора. Это особо важный момент в развитии детей.
Когда дошкольники усвоили содержание предложенных отрывков, мы перешли к кропотливой работе над выразительностью речи, своеобразным интонированием, передачей образа с помощью мимики и движения.
Особое значение в олонхо занимает пение “дьээ-буо”. Обучение пению “дьээ-буо” основывается на правильном дыхании, четком звукопроизношении якутских гласных звуков и дифтонгов: ыа,үө, уо, иэ, которые дети усвоили уже на занятиях якутского языка.
Каждый образ имеет свою мелодию и темп. Например: пение мальчика Сорук Боллур, который быстрее всех доводит просьбы, новости людям - Айыы аймаҕа, поется в быстром темпе. Песня прекрасной Арылы Куо звучит очень грустно, немного протяжно и т.д. Дети улавливали разницу звучания песен героев олонхо и стремились передать их состояние.
В процессе работы мы заметили, что олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, начинает употреблять слова олонхо в разговорной речи. А благословительная, напутственная речь - алгыс имеет немаловажное значение в воспитании положительных взаимоотношений между детьми.
Успешной реализации данного проекта способствовало взаимодействие воспитателей, детей и их родителей, а также педагогов дополнительного образования по хореографии, изобразительной деятельности и музыкального руководителя. Это была большая плодотворная и творческая работа.
В городском конкурсе театрализованных представлений «Весь мир – театр» посвященном Году Экологии в Российской Федерации и Году Добра в г. Якутске наши дети завоевали Гран-При в дошкольной категории, а в ежегодном телевизионном конкурсе «Полярная звезда» стали лауреатами III степени.
Подводя итоги своей работы, мы пришли к выводу о том, что ознакомление старших дошкольников с произведениями фольклора, в частности с адаптированным для дошкольников вариантом олонхо, способствует возникновению устойчивого интереса к изучению разговорного якутского языка, приобщению детей к культуре другого народа, духовному обогащению и формированию основ духовности личности.
© 2020, Ядреева Сахая Николаевна 471