СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игр на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра на уроках географии. Нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску. Игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знании (приложение 1). По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшие качества, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференции, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования и открытия. С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников объяснять, прогнозировать, обобщать. В процессе изучения географии материков и океанов применяются различные виды игр. Настольные игры (географическое лото с изображением, например, элементов береговой линии материков, островов и т.д., кубики с фрагментами различных по содержанию карт материков) использую, как правило, с целью закрепления и проверки знаний и умений. Такие уроки требуют от школьников применения логических операций, анализа, обобщения, сравнения, группировки материала, пространственного воображения, самостоятельных выводов, высказывания гипотез. Они могут проводиться в форме викторины «Что? Где? Когда? Почему?», конкурсы фантастических проектов (например, строительство плотин в проливах), защиты природоохранных проектов (тропических лесов, вод океана и т.д.), предложение типа «Что было бы, если бы…(Анды были расположены не на западе, а на востоке Южной Америки? или… растаяли ледники Антарктиды и т.д.). При организации игры класс делится на группы, каждая группа выбирает лидера, распределяет обязанности, готовит эмблему, изучает дополнительную литературу. Учитель разрабатывает специальные задания для каждой группы, например, при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации: - один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побываете. - Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плоте. Расскажите о случившемся, о попытках выжить. - Попробуйте пройти маршрутом Христофора Колумба и описать путешествие. - Совершите воображаемое путешествие к Северному полюсу. Выберите способ передвижения. Какие трудности вам встретились на пути. - Поставьте себя на место Робинзона Крузо. Опишите свои приключения. В данном случае применяется исследовательский метод обучения, который может эффективно осуществляться лишь на основе систематического выполнения учащимися проблемных заданий (воспроизводящих для более слабых учащихся и творческих и достаточно сложных для сильных). Во время проведения учебной экскурсии на местности организую подвижные игры с планом местности и компасом. Цель этих игр – закрепить практические умения и навыки ориентирования, вычерчивания простейшего плана местности. Игровую деятельность использую на разных этапах обучения: - в качестве урока (обычно, урок-обобщение). Например, в 5 классе по теме «Вселенная» урок в форме блиц-турнира; - в качестве элемента урока (проверка домашнего задания, закрепление; для организации учащихся на урок провожу географическую разминку). Например, “Географическая дуэль”, “Географическая цепочка”; - в качестве технологий внеклассной работы (КВН). Внеклассное мероприятие - “Географический КВН”. Результаты: У обучающихся развиваются общеучебные умения и навыки, наблюдается повышение учебной мотивации. В процессе игровой деятельности создаются условия для развития личности ребенка. Примеры некоторых игр: «Третий - лишний». На доске или листе бумаги записываются три понятия, например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?». «Почта». Изготавливаются шесть конвертов с надписями материков. Участникам игры раздаётся равное количество карточек с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов. Учащиеся должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом. «Правильно отбери». Суть игры состоит в том, что, получив несколько открыток, рисунков ученик сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями растительного или животного мира какой-либо природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл. По данной модели можно организовать игры при изучении материков, рельефа, полезных ископаемых регионов. «Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки. «Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Сначала учитель предлагает решить готовый кроссворд, позднее учащиеся сами составляют их, при этом они учатся четко, грамотно, лаконично ставит вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности

Категория: География
05.08.2020 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП