Использование игровых технологий для формирования профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования

Преподаватели, работающие в различных учебных заведениях, ищут различные пути и способы повышения эффективности обучения. Современные инновационные тенденции в образовании открывают перед преподавателем широкий выбор методов обучения и путей решения практических заданий. Одним из важнейших путей решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Среди педагогических инноваций значительное место занимают активные формы обучения. Особое место в обучении занимают игровые технологии, которые в свете просветительских инноваций, в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, рассматриваются как интенсивные педагогические технологии, и тому подобное. Практически для всех преподавателей такая технология является наиболее часто используемой на своих занятиях. Мы знаем, что любой ребенок начинает познавать мир через игровую деятельность. Но в современном мире, заполненном информационными технологиями, дети разучились играть, не умеют общаться. И чтобы донести необходимую информацию к понимания студенту, самым доступным способом является игра. С помощью игры можно вводить новые понятия, закреплять, обобщать изученный материал. Поэтому технология игры и в настоящее время актуальна. Но, работая со студентами, надо очень осторожно и умело использовать игровую технологию.

Успех обучения зависит от отношения студентов к учебной деятельности, потому преподаватель должен всеми способами формировать и поддерживать у студентов стремление к знаниям и учебе. Но надо помнить, что слишком активное побуждение может отбить охоту к учебе. Поэтому основной задачей преподавателя является необходимость пробудить и развить заинтересованность дисциплиной и как можно больше использовать для этого разные способы, методы, приемы.

В практике наряду с традиционными формами организации обучения используются и комбинируются разнообразные формы дидактических игр. Обычно сложный для понимания материал излагается традиционными методами (рассказ, лекция, проблемное обучение, и тому подобное). Возникновение интереса к дисциплине у большинства студентов по большей части зависит от методики его преподавания, от того, как умело будет вестись образовательная работа. Значит, основной целью использования игрового метода является создание мотивации достижения успеха в учебе.

Условием успеха в развитии мышления является высокая познавательная активность студентов.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения.

Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его профессиональная компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Особенно уместно и даже необходимы игровые приемы в обучении студентов учебных заведений среднего профессионального обучения, когда у некоторых студентов достаточно низкая мотивация обучения, не достаточно развиты процессы восприятия, памяти, внимания. Поэтому методика применения игровых педагогических технологий при изучении дисциплин строительного профиля актуальна и по сей день.

Методика проведения игр имеет разносторонний характер. Но в любом случае игры проводятся по определенной модели, которая состоит из таких этапов: подготовка участников игры; изучение ситуации, инструкций, наставлений и других дополнительных материалов; проведение игры; анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

Все структурные элементы дидактической игры связаны между собой, и отсутствие хотя бы одной из них нарушает игру. Во время проведения игры необходимо следить за постоянным поддержанием интереса студентов к игре. Если интерес исчезает, то лучше игру прекратить, потому что в этом случае игра теряет развивающее значение.

Целесообразность применения дидактических игр на разных этапах занятий разная. Так, например, во время усвоения новых знаний применять игру нецелесообразно. Ее лучше применять во время проверки результатов обучения, формировании умений и навыков. В процессе игры у студентов формируется целеустремленность, организованность, заинтересованное отношение к учебе.

Игровая форма занятий создается на занятии с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Студенты проявляют еще большую заинтересованность занятиями, проведенными в форме любой игры, когда они имеют возможность самостоятельно подготовить слайды, презентации, видеофильмы.

Эффективность игры в значительной степени зависит от ряда факторов: четко продуманная цель; осуществление мотивации игровой деятельности; четкая организация подготовки, проведения и подведения итогов; постановка познавательных и проблемных вопросов в процессе игры; привлечение всех студентов группы; длительность не больше одного учебного часа.

Деловые игры относятся к категории самых сложных форм групповой работы. Практика показывает, что недостаточно подготовленные игры быстрее вредят, чем приносят пользу. Широкое использование деловых игр дает возможность для обмена мнениями, выявления расхождения в интерпретации тех или других теоретических идей, и предусматривает усовершенствование коммуникативной компетенции обучающихся.

Деловая игра дает возможность студентам не бояться ошибок и активизировать собственный творческий потенциал. Участники игры становятся конкретными носителями производственных отношений, которые складываются в коллективе. Кроме того, выполнения творческих заданий, решения проблемных ситуаций ориентируют будущих специалистов на достижение эффективных результатов в их профессиональной деятельности, которая имитируется.

Многолетний опыт работы в системе показал эффективность применения игровых технологий на занятиях различного вида: лекционных, лабораторных, практических и даже при защите курсовых проектов. Свидетельством тому является повышение познавательной активности студентов, их мотивации к обучению.

Сравнивая качественный показатель обучения в группе, где применялись традиционные методы обучения с качественным показателем в группе, где происходило обучение с применением игровых технологий, можно сделать вывод, что применение данной технологии обучения позволяет добиться 100% успеваемости и высоких показателей качества знаний дисциплины. Качественный показатель возрастает с 52-55% до 84-86%.

Проведя анализ результатов проведенных игровых занятий становится видно, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств студентов, умение правильно и логично выражать свои мнения, развитие умения находить оптимальные решения, формирование профессиональных компетенций и т. д.

В профессиональной подготовке будущих специалистов использование игровых технологий повышает мотивацию обучения, знания усваиваются не абстрактно, а в реальном процессе, в динамике развития сюжета деловой игры, способствуют формированию целостного представления производственной ситуации. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Категория: Прочее
15.02.2019 18:12


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас