СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

Зубко И.А. – преподаватель спец.дисциплин

 

ВВЕДЕНИЕ

Российское образование начало реализацию стандартов нового поколения, где фигурируют не знания и навыки студента, а его компетенции. На современном этапе развития России, чтобы быть компетентным в том или ином вопросе, необходимо всестороннее развитие личности, а этого можно добиться через эврестический, проблемный, личностно-оринтированный метод, использование учебных игр.

Каждым учебным заведениям ставится задача повышения качества подготовки обучающегося. Формирования его профессиональных компетенций, повышения конкурентоспособности, чтобы его профессиональная деятельность была более производительной.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом. Те учащиеся, которые успешно освоят учебную программу, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Цель работы: изучение воздействия игровых форм обучения технологии модульного обучения на формирование общих и профессиональных компетенций учащихся НПО по профессии «Официант, бармен».

Задачи: подобрать, проанализировать и изучить различные источники информации по данной теме;

- разработать сценарий и план урока с применением игровой технологии;

- описать эксперимент.

Гипотеза: Применение игровой технологи подготовке учащихся НПО по профессии «Официант, бармен» будет способствовать формированию у обучающихся ключевых образовательных компетенций: системы знаний, умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Объект: Общие и профессиональные компетенции учащихся НПО по профессии «Официант, бармен».

Предмет: Ролевая игра.

1.Образовательный смысл игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, вкотором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

Применение ролевых игр, позволяет студентам применить полученные теоретические знания и тем самым получить,либо подкрепить профессиональные навыки, которые так необходимы им в реальной профессиональной деятельности. Данные теоретические представления об эффективности ролевых игр можно подкрепить практическими наблюдениями.

На базе колледжа реализуется обучение по профессии «Официант, бармен», где применение ролевых игр в обучении является одной из эффективных технологий. На занятиях имитируются различные ситуации, решаются проблемы, есть возможность детально моделировать процесс работы. При этом самый большой плюс применения такой технологии обучения - это активное участие обучающихся, причем инициатива по реализации и использования технологии исходит в большей степени от самих учащихся.

Такой живой интерес объясняется тем, что данная технология способствует новому взгляду на процесс обучения, он становится не таким обыденным и скучным. У учащихся  появляется возможность «примерить» ту или иную профессиональную роль, которую он бы не смог получить в реальной жизни, при этом проверить свои возможности, способности и соответствие к данной роли. Они вырабатывают необходимые им качества, преодолевают внутренние комплексы (например, проблема установления контакта с клиентами), получают возможность первичной адаптации к рабочим условиям. Обучающиеся учатся работать в команде, анализировать ситуации, свои действия, действия других, выявлять ошибки и искать способы решения.

2.Правила проведения урока в игровой форме

1.Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Ролевая игра «Обслуживание банкетов в ресторане» проводится на уроке по профессиональному модулю «Обслуживание потребителей организаций общественного питания» обучающихся по профессии 100114.01 Официант, бармен.

Объектом игры является ресторан, в котором необходимо организовать проведение банкета (тематического мероприятия).

Для удовлетворения досуга гостей необходимо разработать праздничное меню, праздничную программу и на высоком уровне обслужить посетителей.

Распределение ролей:

Метрдотель – 1 человек.Инструкция метрдотелю

На первом этапе - осуществить приём заказа на обслуживание торжества в ресторане.  Ознакомить заказчика с правами и обязанностями. Оформить заказ в книге по обслуживанию торжеств.

На втором этапе - проинструктировать официантов о предстоящем обслуживании торжества. Дать задание на подготовку зала, подготовку посуды и приборов (произвести расчёт посуды и приборов).

На протяжении следующих этапов III, IV, V– контролировать  работу официантов по подготовке зала к обслуживанию гостей.

На шестом этапе - встретить гостей и пригласить их к столу. Если потребители обращаются к метрдотелю с вопросами – он обязан выслушать и дать краткий, но исчерпывающий ответ. Помните, что успех обслуживания в значительной степени зависит от вас.

Официанты – 2 человека.Инструкция официантам

На втором этапе - выслушать инструктаж метрдотеля об обслуживании тематического мероприятия.

Официанты должны быть элегантно одеты, подтянуты, должны обладать хорошими манерами, быть находчивыми.

На третьем, четвёртом и пятом этапах - осуществить подготовку зала, расстановку столов, стульев, посуды, столового белья, засервировать стол.

Расставить не позднее, чем за 30 минут до сбора гостей напитки, фрукты, хлеб, холодные закуски.

На шестом этапе -поздравить гостей с праздником и предложить занять места. Наливают напитки, раскладывают блюда. Подают заказанные по меню блюда, убирают использованную посуду и приборы.

На седьмом этапе - убрать посуду, приборы, столовое бельё, расставить столы, стулья после ухода гостей.

Гости – 8-10 человек (один из них заказчик).

Инструкция гостям

На первом этапе - осуществить заказ в ресторане на проведение торжества. Заказчик обговаривает с метрдотелем необходимое по проведению банкета: число участников, продолжительность, меню, музыкальный репертуар, цветы и т.д.

Произвести расчёт в бухгалтерии ресторана за предварительный заказ.

На шестом этапе -  участвовать в торжестве, соблюдать правила этикета и нормы поведения за столом в ресторане. Быть весёлыми, общительными, внимательными, вежливыми.

Кассир – 1человек.   Инструкция кассиру

На первом этапе - должен принять деньги от заказчика – аванс в размере 50%  от стоимости заказа.Выписать приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, которую вручить заказчику.

После окончательного согласования меню, которое производится на 2-3 дня до обслуживания кассир, получи утверждённый заказ-счёт и выписанный бухгалтерией приходный кассовый ордер, принимает от заказчика доплату на заказ, представляет на всех пяти экземплярах штамп «Оплачено», заверяет каждый экземпляр подписью и передаёт 4 экземпляра метрдотелю, а один в бухгалтерию.

Ведущий торжественного мероприятия – 1человек. Должен подготовить программу мероприятия, музыкальное сопровождение и развлекать гостей.

Эксперты – студенты не участвующие в игре.

Этапы проведение игры:

1.Приём  и оформление заказа

2.Инструктаж официантов

3.Подготовка зала к обслуживанию

4.Подготовка посуды

5.Сервировка столов

6.Встреча и обслуживание гостей

7.Уборка столов после обслуживания

Для проведения ролевой игры учащиеся должны изучить следующие темы: «Характеристика торговых помещений», «Столовая посуда, приборы, бельё», «Назначение и принципы составления меню», «Обслуживание потребителей в ресторанах», «Обслуживание приёмов и банкетов».

Учащиеся должны уметь: подготавливать зал и сервировать столы для обслуживания массовыхбанкетных мероприятий; обслуживать потребителей организаций общественного питания на различных массовых мероприятиях; знать: правила подготовки торгового зала, столового белья, посуды и приборов к работе;виды, правила, последовательность и технику сервировки столов; правила, очередность и технику подачи блюд и напитков; правила и технику уборки использованной посуды;порядок оформления счетов и расчёта с потребителем; правила культуры обслуживания.

Для проведения ролевой игры учащиеся самостоятельно выполняют определенные задания на предыдущем уроке и при выполнении домашнего задания: разработать меню для банкета, рассчитать необходимое количество посуды, подготовить бланки заказа-счета в пяти экземплярах, подготовить книгу заказов на обслуживание торжеств, подготовить пригласительные билеты, подобрать музыкальный репертуар, подготовить призы (подарки) гостям, подготовить муляжи или (и) блюда согласно меню (холодные закуски, вторые горячие блюда, напитки, кондитерские изделия), подготовить плакаты, подготовить инструкционную карту (для экспертов) «Порядок обслуживания торжеств».

2.Обязательные атрибуты игры:

Материально-техническое, дидактическое и комплексно-методическое оснащение занятия: плакаты - «Правила и обязанности заказчика», «Свадебные лозунги»; посуда –тарелки, салатники, блюда круглые или овальные, вазы для цветов, вазы для фруктов, кувшины, бокалы, фужеры, рюмки; приборы - ножи, вилки; столовое бельё - скатерти, ручники, салфетки, полотенца; муляжи, блюда, холодные закуски, хлеб, сок, фрукты, чай, кондитерские изделия.

Принадлежности:Сувениры в качестве подарков, магниты, булавки,пригласительные билеты,меню, книга заказов на обслуживание торжеств, бланки заказа-счета, компьютер, воздушные шары, цветы и другие аксессуары для оформления зала, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3.Обязательная констатация результата игры:

Подведение итогов (проводят эксперты и преподаватель)

  • Что было сделано правильно?
  • Какие были сделаны ошибки?
  • Показать как правильно
  • Какова культура поведения и общения работников ресторана?
  • Какова культура поведения и общения гостей?

4.Компетентное жюри – эксперты, которые должны заранее подготовить инструкционную карту «Порядок обслуживания торжеств», заполнив столбец «правильное выполнение» (прил.1).

Согласно разработанной инструкционной карты на всех этапах урока внимательно наблюдать за действиями всех участников игры и записывать замечания (если такие будут иметь место).

После проведения банкета озвучить выводы и предложения. Заполненные таблицы сдать преподавателю.

5.Обязательны игровые моменты необучающего характера:

Гости, пришедшие на банкет должны быть активными участниками развлекательной программы (читать поздравления, дарить подарки, петь песни, участвовать в конкурсах и т.д.) - для переключения внимания и снятия напряжения.

 

 

Цели урока:

1. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности, способствующих развитию профессионального мышления, формированию профессиональных компетенций:

- выполнять подготовку залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания;

- обслуживать потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов;

- обслуживать  массовые банкетные мероприятия.

2.  Способствовать формированию и развитию общих компетенций, таких как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тип урока:комплексное применение  знаний и способов деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная форма работы по этой теме, безусловно, организационна и может быть разнообразна. В основе урока лежат знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях. Преподаватель и учащиеся готовятся к уроку творчески. Они ещё до проведения занятия настраиваются на игру, читают дополнительную литературу, подбирают музыкальный репертуар, разрабатывают сценарий банкета, составляют меню, готовят блюда, проводятся консультации.

Ролевая игра способствует более полному усвоению значительного объема знаний, что лежит в основе формирования целостного мировоззрения, а также способствует развитию познавательных интересов и формированию познавательной активности и высоких оценок за урок, средний балл 4,4.

Таким образом, плюсами ролевых игр являются: практическая направленность; возможность адаптировать упражнение к ситуации реальной организации, реальной группы к целям и теме определенного занятия; активность участников; возможность для учащихся побывать и в активной роли и в роли наблюдателя; возможность для учащихся осознания того, как их поведение воздействует на окружающих; возможность повысить свою уверенность, выявить свои недостатки,возможность делать ошибки и анализировать их; демонстрировать применение полученных знаний, навыков и умений. Игра создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.

В заключении можно отметить, что применение ролевых игр как технологии формирования профессиональной компетенции будущего специалиста является достаточно эффективным.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Приложение 1

Инструкционная карта «Порядок обслуживания торжеств»

Наименование

Правильное выполнение

Замечания

1.Приём заказа

 

 

2.Подготовка официантов

 

 

3. Расстановка мебели

 

 

4. Сервировка стола

 

 

5. Подача блюд, обслуживание гостей

 

 

6. Уборка со стола

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аринина, О. Д. Подготовка конкурентоспособно специалиста-менеджера// Среднее профессиональное образование. – 2007. - №1. – с.26-27.

   2. Белошапка, М. И. Технология ресторанного обслуживания. – М.: Академия, 2009. – 284 с.

         3. Кучер, Л.С., Шкуратова, Л.М. Организация обслуживания общественного питания: Учебник. - М.: Деловая литература, 2002. - 544 с.

         4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д Учитель, 2008. – 240с.

        5. Мухина, С. А., Соловьева, А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-384 с.

         6. Педагогические технологии: Ученое пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.

         7.  Усов, В.В. Организация производства и обслуживания па предприятиях общественного питания. – М.: ПрофОбрИздат,2008. – 486 с.

         8. Федорик, Л. М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни// Педагогика. – 2006. - №8. – с.35-40.

 

Ссылки в интернете

  9. Организация игровой деятельности на уроке. [Электронный ресурс]http://www.finnougoria.ru/community/folk/9/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=347&ELEMENT_ID=2273

10. Ролевая игра. [Электронный ресурс] - http://www.kamwa.ru/project/p_25/

Категория: Прочее
18.02.2015 11:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!