СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ в преподавании специальных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения:

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок;
  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
  1. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде.
  2. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  3. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
  4. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  5. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  6. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с компьютером. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

1. Подготовка печатных раздаточных материалов.

Наличие установленного на компьютере текстового редактора и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием).

Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются и могут выполняться учителем совместно с учащимися (плакаты, карточки, схемы). Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Наиболее распространённый текстовый редактор Microsoft Office Word. Текстовый редактор Word представляет собой компьютерную программу обработки текста. Программа входит в пакет программ Microsoft Office. Она позволяет вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. С ее помощью можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам. Для создания схем, кроссвордов может быть использована программа Paint. Для преобразования текстовой информации в электронную целесообразно воспользоваться программой FineReader.

2. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Поэтому принцип наглядности является одним из главных принципов обучения.

Не редко на уроках спецдисциплин возникает потребность в частой смене плакатов, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Поэтому я в своей работе практикую для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Готовая презентация позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Наряду с этим компьютер представляет возможность преподавателю и обучающемуся подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.

Кроме того презентации могут разрабатывать и сами учащиеся.

К урокам обобщения и систематизации знаний можно предложить учащимся выполнить проектные и творческие работы с использованием компьютерных презентаций. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

3. Контроль уровня знаний с использованием тестовых и других типов заданий;

При помощи компьютерных технологий на уроках можно проводить проверку знаний учащихся. Для этого могут быть использованы компьютерные тестовые задания, составленные самостоятельно в различных готовых оболочках. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Но для этого необходим целый класс с достаточным числом персональных компьютеров.

Кроме тестов можно использовать другие виды заданий, выводя изх на экран с помощью проектора и использовать как для фронтальной работы так и самостоятельной работы в тетради и у доски.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

4. Использование при подготовке к урокам интернет-ресурсов.

С помощью Интернета можно учиться, перенимать опыт ведущих преподавателей, общаться с единомышленниками, проживающими в различных уголках мира. Интернет открывает перед учащимися и преподавателями возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике и справочниках. Если говорить применительно к спецдисциплинам строительного профиля, то необходимо отметить, что с каждым днем становится все больше и больше новых материалов, технологий в частности строительных. Учебная литература обновляется в этом плане очень медленно. Поэтому в своей работе мне приходится очень часто использовать Интернет.

При организации работы учащихся с использованием Интернет необходимо учитывать следующие трудности:

  1. Возникновение информационной перегрузки, вызванную обилием источников информации и невозможностью охватить ее сколько-нибудь значительную часть;
  2. Беспорядочное расположение информации;
  3. Сложный процесс поиска информации;
  4. Бесконтрольный доступ к антигуманной информации;
  5. Наличие проблем информационной безопасности.
16.04.2020 10:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!