СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Ставриецкая И.Г., заведующая строительно-архитектурным отделением, преподаватель специальных дисциплин
ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»
В стремительно меняющемся мире ведущей задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных не только гибко реагировать на изменения рынка труда, но и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены.
Внедрение интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании специалистов. В последнее время работодатели обращают все большее внимание на воспитание человека, способного работать в команде, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой учения и труда. Поэтому педагогам СПО в обучении современных специалистов необходимо шире использовать интерактивные методы. Это пробудит интерес студентов к своей специальности и к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.
Занятие – это творчество преподавателя. Даже проведённое по одной и той же теме, с использованием одних и тех же технологий занятие у разных преподавателей получается разное. В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2) активная – студент выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех студентов. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие студента в коллективном, взаи-модополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
На своих занятиях и использую следующие элементы технологии интерактивного обучения: работа в малых группах, незаконченное предложение (этап усвоения нового материала - дополнить предложение), тестовый опрос (этап закрепления новых знаний).
Например, я часто провожу тестовые опросы. Тестовые задания составляю в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», рабочей учебной программой. Тестовые задания обычно содержат 10 вариантов диагностических материалов по 5 вопросов и рассчитаны примерно на 7 минут. Вот пример одного варианта такого тесового задания:
1. Массив грунта, испытывающий давление от возведенного здания называется…
А) подошвой; Б) основанием;
В) подушкой; Г) отмосткой.
2. Глинистые грунты, содержащие в своем составе 10—30% глинистых частиц, называются …
А) супесями; Б) глинами;
В) суглинками; Г) песками.
3. На рисунке изображен _________ фундамент
А) ленточный непрерывный;
Б) ленточный прерывистый;
В) столбчатый;
Г) сплошной.
![]() |
4. Конструкция, изображенная на рисунке под цифрой 1, называется…
А) подошвой; В) фундаментным блоком;
Б) ростверком; Г) подушкой.
5. Дополнить предложение: Под железобетонные колонны обычно устраивают фундамент ________ __________ типа.
Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всей группы улучшает обратную связь, делает её регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к обучению, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех студентов условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебу Применение разноуровневых тестовых заданий позволяет мне, как преподавателю, выстраивать занятие таким образом, чтобы каждый студент с разным уровнем усвоения мог получить материал, необходимый для изучения той или иной темы.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Литература
© 2020, Ставриецкая Ирина Геннадиевна 273