СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Возможности театрализованной деятельности огромны, она может удовлетворить любые интересы и желания ребенка и раскрыть его творческий потенциал. Театр – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий [1].
За всю историю существования театрального искусства было придумано немало видов театра: драма, опера, балет, пантомима, театр кукол и множество других. В наше время появляются всё более необычные театры. Для повышения мотивации и интереса воспитанников к театрализованной деятельности центр театра группы был дополнен театром в чемодане и театром под водой.
Театр в чемодане позволяет инсценировать практически любой сюжет – от коротких и простых сказок и песен для детей раннего возраста до относительно длинных рассказов для детей дошкольного возраста. Этот вид театра в первую очередь является универсальным педагогическим инструментом педагога. Театр в чемодане можно использовать как настольный театр, в виде ширмы, устанавливать декорации, показывать сказки с разных сторон. С помощью театра в чемодане можно решать задачи не только художественно-эстетического и речевого развития, но и познавательного, социально-коммуникативного: изучение правил дорожного движения, освоение математических понятий, знакомство с объектами окружающего мира и другие.
Чемодан стоял в кладовке – весь нескладный и неловкий,
Тощий, пыльный, но не модный – позабыли все его.
Чемодан освободили, пыль оттёрли, грязь отмыли.
В детский садик отнесли. И играть с ним начали.
Сделать такой театр несложно. Достаточно в крышке чемодана вырезать отверстие, будущий экран, на который вешаются две дверки. Нижнюю часть чемодана нужно закрыть плотным листом, чтобы получилась сцена. На верхнюю часть крышки можно повесить занавес, а на дверцы иллюстрации - декорации. Всё, сказка начинается!
Дети дошкольного возраста, ознакомившись с возможностями театра в чемодане, могут сами создать персонажи и декорации, участвовать в показе инсценировок. Такой чемодан можно использовать для индивидуальной работы с детьми, для закрепления пройденного материала, для игры с небольшой группой детей (2-3 человека). Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе для самостоятельной игры; сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам; вынести на прогулку и просмотреть представление на открытом воздухе.
Во время игры в театр в чемодане у детей концентрируется внимание на том, что происходит на сцене. Они понимают, что повествование можно вести в различной форме. Осваивают определённые понятия, устанавливают связи между ними и приобретают опыт исполнения различных ролей. Самостоятельно разыгрывая спектакли, воспитанники учатся планировать и воспроизводить нужную последовательность действий.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Театр под водой - это чудесное зрелище! Сцена театра – это наполненный водой аквариум, в котором перемещаются водостойкие фигурки. Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Преломление света в воде производит необычные оптические эффекты.
Как сделать подводный театр? Нужно взять прямоугольную ёмкость, это может быть аквариум для рыбок или прозрачный ящик. Совместно с детьми, на дно аквариума выложить морские камушки, ракушки, пластиковые водоросли и игрушки морских жителей и наполнить его водой. Оформление в аквариуме можно менять в соответствии с тематикой спектакля. Не обязательно, что он будет посвящен водной теме. Чтобы собрать нужные для выбранной пьесы декорации, достаточно поставить за аквариумом лист бумаги нужного цвета. Его можно прикрепить к стеклу пластилином или клейкой лентой и в ходе постановки заменить на другой. При смене декораций, каждый раз возникают новые пейзажи, на фоне которых можно разворачивать фантастические истории.
Независимо от того, какую инсценировку вы хотите показать детям, фигурки персонажей должны быть водостойкими. Наряду с пластмассовыми куклами можно использовать нарисованных на бумаге и ламинированных героев, поделки из пластилина, игрушки из непромокаемого фоамирана, прорезиненные перчатки, на которых можно нарисовать или пришить глаза, что бы придать большее сходство, например с крабом, медузой. Передвигают героев под водой, держа руками или при помощи рейки.
На начальном этапе работы с театром следует представить детям персонажей пьесы, опуская их в наполненный водой аквариум и сопровождая действие коротким, понятным текстом. Говорить нужно в умеренном темпе, который соответствует плавным, размеренным движениям, совершаемым под водой.
Когда ребенок начинает самостоятельно управлять персонажами, обращайте его внимание на то, как ведут себя герои, выполненные из разных материалов в воде, обязательно комментируя все, что делает и видит ребенок. И взрослые, и дети иногда затрудняются представить себе, как разыгрываемая ими сценка выглядит с того места, где сидят зрители. Поэтому целесообразно репетировать, поставив аквариум напротив зеркала: глядя в него, исполнители смогут понять, что видят зрители в подводном мире.
Играя в театр под водой, обратите внимание на то, что:
Во время представления все получают удовольствие: зрители, потому что видят интересный кукольный спектакль, и артисты, потому что играют в воде. Представление такого театра вызывает у зрителей желание поиграть с водой, поэтому после окончания спектакля можно предложить им придумать другой конец сказки или создать свою историю.
Играя в театр в чемодане и театр под водой дети развивают свои способности в творческой игре, наблюдают, как изменяется вид и движение предметов, погруженных в жидкость, узнают, учатся сотрудничать друг с другом, уступать.
Занятия с нетрадиционными видами театра помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить проблемы речевого, эмоционального и социально-коммуникативного развития. В процессе театрализованной деятельности происходит становление личности ребенка, развиваются мышление и двигательный эмоциональный контроль, усваиваются социальные нормы поведения. Театры под водой и в чемодане могут использоваться как средство коррекции для детей с ОВЗ.
Литература.
© 2023, Корякина Ольга Сергеевна 335