СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Не секрет, что в образовательных учреждениях ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитания. Меня, как воспитателя, привлекла инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт-технология МОЗАРТИКА, являющаяся синтезом игротерапии, арт-терапии и психоанализа и позволяющая достичь принципиально новых возможностей в таких традиционно важных сферах, как развитие личности ребенка, помощь детям в образовательной и коммуникативной сферах.
Что такое МОЗАРТИКА?
Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра » и « арт- искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме.
Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи (главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская – генеральный директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).
Главная задача игры не просто занять ребенка, но и дать ему возможность для самовыражения и саморазвития. Появление мозартики – считается ярким событием в области игровых развивающих и реабилитационных технологий. Мозартика представляет собой специально разработанные комплекты игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Игровые поля создают символический мир, базируясь на котором играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира и жизни. Мозартика, похожа на мозаику и пазлы, но её возможности несравненно шире. Каждая цветная геометрическая фигурка – это часть художественного образа и одновременно новый вид игры и новый вид творчества.
Она близка к рисованию и аппликации, но у нее есть уникальные свойства. Во-первых, рисунок или аппликацию трудно изменить, а в мозартике выложенную картину можно менять, сколько угодно. Во-вторых, если ребенок плохо умеет рисовать или вырезать, то у него не получается вырезать или нарисовать желаемое, а в Мозартике эта проблема снимается. В арсенале Мозартики сейчас 8 игр: «Павлин», «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в космос», «Чудо-дерево», «Русское чудо –Москва 17-го века».
Первая игра, которую я начала внедрять в работу с детьми – «Витражи» (4-5 лет). Игра «Витражи» помогает усвоить ребенку основные и смешанные цвета, геометрические формы, анализ, синтез. Эта настольная игра, которая позволяет ребёнку выстроить динамическую цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения, отразить такую модель мира, которую он себе представляет. Ребенок выбирает поле, на котором он будет работать. Эти поля отличаются по цветовой гамме. Используются круговые, прямоугольные и треугольные геометрические формы. Игра основана на образе Витража – окна из цветных стёклышек, позволяющего видеть окружающее в разных красках и в зависимости от цвета, форм и композиции стёклышек создавать определённый эмоциональный настрой. В многочисленном разноцветном наборе полей и фигурок легко находятся средства для выражения эмоций, настроения и поэтому играющие с удовольствием строят разнообразные эмоционально окрашенные композиции. Мозартика нравится детям тем, что она проста и удобна в применении. На основе этих игровых наборов создаются и другие образы, которые соответствуют тематическим неделям и также заполняются цветовыми элементами геометрических фигур.
В перспективе, планирую продолжить применение Мозартики в работе с детьми, используя другие игровые наборы.
Этапы работы с Мозартикой:
1 этап - подготовительный включает:
- ознакомление ребёнка с игровым набором - игровым материалом, включение ребёнка в игровой процесс.
2 этап - игровой заключается:
- в создании ребёнком сюжета из фигурок на игровом поле, наблюдение педагога за ребёнком в процессе работы.
3 этап - обсуждения предполагает:
- рассказ ребёнка о созданном им игровом сюжете после завершения игры.
Работая с Витражами, я пришла к выводу, что Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания так же направлены на развитие правильного произношения трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять. Исследуя личность ребенка посредством Мозартики рекомендуется фотографировать выложенные ребенком композиции и ставить на фотографиях даты – можно будет отслеживать изменения.
Таким образом, можно отметить:
Преимущества игрового взаимодействия на основе Мозартики:
- В игре нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций.
- взрослый и ребенок в игре одинаково успешны.
- ребенок и взрослый приоткрывают друг для друга свой внутренний мир, что облегчает их взаимопонимание.
И если действительно проявить терпение, чуткость и понимание, то у взрослых появится возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир ребенка. При этом, в процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразительность.
И, конечно же, развивается юная неповторимая личность ребенка!
© 2023, Кондратова Надежда Николаевна 313