СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В ФГОС одним из требований к образовательному процессу в формировании Универсальных Учебных Действий, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
работа с текстом: оценка информации
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.
Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто использую задания развивающего характера, в том числе -викторины (например, по теме «Животные») их ребята могут составить сами, используя материал учебника или дополнительные источники; -кроссворды, -ребусы, - памятки.
Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока. Использую как индивидуальные задания для высокомотивированных учащихся чтение дополнительных текстов.
Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. Составление вопросов к тексту по его содержанию.
Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) может стать таблица, схема, конспект, кластер, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки контингента учащихся. Это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую). Чтобы дети хорошо осмысливали текст, можно дать им упражнения, которые направлены на установление связей между тексом и смысловой целостностью:
Задание.
Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть.
Текст с ошибками. Тема «Строение цветка». Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.. Строение цветка.. 1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку. 2. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков. 4. Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник. 6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.
Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения химической или биологической информации и оценки её истинности.
Пушкин “Собрание насекомых”
“Мое собранье насекомых Открыто для моих знакомых: Ну, что за пестрая семья! За ними где ни рылся я! Зато какая сортировка! Вот – божия коровка, Вот – злой паук, Вот и – российский жук, Вот – черная мурашка, Вот – мелкая букашка. Куда их много набралось! Опрятно за стеклом и в рамках Они, пронзенные насквозь, Рядком торчат на эпиграммах”.
Можно дать и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста).
Работая с текстом, использовать приём «Чтение с остановками». Разбить текст на логические куски. Учащиеся читают его и останавливаются в определенном месте ( по усмотрению учителя, это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем задать вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.
Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
Прием «Двухчастный дневник»
Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике. Учитель может заранее оговаривать, сколько записей должен сделать ученик.
Приём группировки
Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать, объединив по общим признакам по следующему алгоритму:
а) сравнить понятия;
б) выделить общие признаки;
в) сгруппировать.
Результативность приема группировки:
- использование приёма способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;
- возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);
- происходит повышение качества обученности.
Использование приема группировки:
Педагогам предлагается ряд понятий: суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.
Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:
а) сравнить понятия;
б) выделить общие признаки;
в) сгруппировать.
Вывод: Прием ориентирован на развитие умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения. Способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся.У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью (все по-своему праву).
Приём группировки
Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать, объединив по общим признакам по следующему алгоритму:
а) сравнить понятия;
б) выделить общие признаки;
в) сгруппировать.
Результативность приема группировки:
- использование приёма способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;
- возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);
- происходит повышение качества обученности.
Использование приема группировки:
Педагогам предлагается ряд понятий: суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.
Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:
а) сравнить понятия;
б) выделить общие признаки;
в) сгруппировать.
Вывод: Прием ориентирован на развитие умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения. Способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся.У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью (все по-своему праву).
Инструктивная карточка I.группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Витамин Д. Витамин Д необходим для нормального свертывания крови, работы сердца, регуляции нервной и иммунной систем. Если его у ребенка мало, наступает размягчение костей, называемое рахитом. Он содержится в яйцах, молоке, сливочном масле, печени, рыбе, особенно, в печени трески и палтуса. Кроме того, этот “солнечный витамин” образуется в коже при действии солнечных лучей. Но когда кожа покрывается загаром, производство витамина Д прекращается. Запомните: в организме светлокожих людей витамин Д образуется в 2 раза быстрее, чем у людей со смуглой кожей. Суточная доза для повышения иммунитета – от 10 мкг для детей 1-3 лет до 2,5 мкг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.
Задание 2. Определите тему синквейна и составьте краткий рассказсинквейну, отразив в нем все упомянутые понятия:
Маленькие, гетеротрофные
Разрушать, перерабатывать, упрощать
Полна отходов плошка – где моя большая ложка!
Сапрофиты
Написание синквейнов и работа с ними.
Педагоги объединяются в группы и работают с инструктивными карточками (см. Приложение 2) содержащими несколько видов заданий по работе с синквейнами.
Вывод: Прием« Синквейн» ориентирован на развитие умения интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, позволяет учащимся реализовать свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Инструктивная карточка II группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Класс Головоногие моллюски. Включает около 800 видов. Это морские высокоорганизованные беспозвоночные животные. Раковина слабо развита у некоторых представителей или полностью отсутствует. Мантия и мантийная полость хорошо развита, голова четко обособлена. Орган движения – нога расположен на голове, откуда и название класса. Она преобразуется в щупальца и воронку – орган реактивного движения, куда набирается вода и резко выбрасывается. Скорость их может достигать 55 км/ч. Для защиты используется способность менять окраску под цвет грунта, и наличие чернильной железы, которая выделяет ядовитые «чернила», ослепляющие врага.
Хорошо развит головной мозг, прекрасно развиты глаза, не уступающие позвоночным.
Это Хищники, питаются рыбой, ракообразными, другими моллюсками.
Человек использует в качестве пищи.
Представители головоногих моллюсков
Японская каракатица: длина мантии до 18см. Раковина толстая. Живет у дна в прибрежной зоне и может ловко маскироваться под цвет грунта, подстерегая рыб и ракообразных.
Тихоокеанский кальмар: некрупный, длина мантии не более 30см. При испуге бледнее, при возбуждении краснеет.
Гигантский осьминог: самый крупный из всех видов осьминогов – до 5 метров длиной и до 60кг.
Задание 2. Определите тему синквейна и составьте краткий рассказсинквейну, отразив в нем все упомянутые понятия.
Трехмерные, уникальные
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя на свете, нет!
Биополимеры
Инструктивная карточка III группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Партеногенез у животных.
Разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
Партеногенез встречается у низших ракообразных, насекомых(пчел,тлей), у некоторых птиц (индюшек) и как правило чередуется с обычным половым размножением. У ПЧЕЛ ИЗ НЕОПЛОДОТВОРЕННЫХ ЯИЦ развиваются всегда самцы-трутни, а из оплодотворенных самки - матки и рабочие пчелы
Задание 2. Определите тему синквейна и составьте краткий рассказсинквейну, отразив в нем все упомянутые понятия.
Автотрофный, зеленый
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Пищевая цепь
Для вводного урока подойдет игра «Правда ли, что…», которая дает возможность заглянуть на некоторые страницы учебника. Цель этой игры не только привлечь внимание к учебнику и подготовить учащихся к изучению признаков живого, но и показать относительность наших знаний (не всегда то, что с первого взгляда кажется неправильным, таковым и является). Учащимся предлагается ряд суждений. Выслушав мнения по каждому суждению, в поисках правильного ответа обратимся к учебнику. Итак, правда ли, что… 1. Все живое состоит из клеток (вирус – неклеточная форма жизни). 2. Все растения имеют зеленую окраску (растения-паразиты нет). 3. Растения так же, как животные, дышат, т.е. поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4. Дети всегда похожи на родителей (с. 165, 169 развитие лягушки, развитие бабочки) и т.д.
Для выполнения творческих заданий можно использовать не только дополнительную литературу, но и обычный материал учебника. 1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки», «Почемучка», «Наука и жизнь».) 2. Пересказать материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада (ученикам начальной школы, столетней бабушке.). 3. Основное содержание темы изложить в жанре развлекательной или научно-популярной программы радио или телевидения.
Выделение опорных (ключевых) слов. Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста. Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Для лучшего запоминания основных понятий и терминов, использую игру «Перевертыши», например: фотосинтез – зетнисотоф; еинахыд – дыхание и т.д. или игру «Составь слова». Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся). Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры. Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.
При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема: Проблемные вопросы по тексту учебника. Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Практически на каждой странице учебника можно найти материал для составления вопросов. Прямого ответа на них в тексте нет, но содержится подсказка, намек на правильный ответ, который необходимо обнаружить. Для этого придется рассмотреть текст под иным углом зрения, проанализировать его, установить новые связи между понятиями. – Почему ядро является важнейшей составной частью клетки? – Почему во всех клетках тела, кроме половых, содержится двойной набор хромосом? Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом? – Почему не рекомендуется употреблять в пищу грибы, растущие вдоль автодорог? – Почему растения обычно запасают углеводы, а животные – жиры? – Почему обмен веществ у рыб протекает медленно? – Почему змеи и ящерицы при понижении температуры становятся малоактивными? Следует обратить внимание учащихся на то, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном. Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний. Информацию учебника можно использовать и для обучения составлению проблемных вопросов. Учащимся предлагается внимательно прочитать текст и сформулировать вопрос, на который можно получить ответ, размышляя над этим текстом: «На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек?» Тексты учебника позволяют сформулировать великое множество таких вопросов. Если вы возьмете этот прием на вооружение, приготовьтесь к тому, что ученики будут часто задавать вопросы, на которые очень трудно (а порой и невозможно) найти ответ.
Приём «Кластеры»
Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии
Приём «ИНСЕРТ»
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.
Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ГИА и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку, владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся.
© 2019, Журо Ольга Леонидовна 197