СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Практическая значимость работы заключается в:

разработке серии уроков биологии и лабораторных работ, создана копилка уроков для 6 классов, которые могут быть использованы другими учителями биологии на уроке.

Исследование проходило в Лицее №1 города Аксай, с учащимися 6-8 классов, обучающихся по учебнику Сухоруковой Л.Н. «Биология. Сферы»

Разработка урока ставила целью найти способы реализации деятельностного подхода в обучении биологии в школе. На наш взгляд, большие возможности для этого предоставляет такая форма учебного занятия как лабораторные и практические работы. Именно на уроках такого типа у учителя появляется возможность основное внимание уделить формированию предметных действий.Нами были разработаны уроки и инструкции по проведению лабораторных работ и апробированы в ходе педагогической практики. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Результатом нашего исследования стали разработанные современные уроки биологии с учётом требования ФГОС, включающие лабораторные работы. В структуру лабораторных работ включали следующее: название, цели, оборудование, ход работы, состоящий из теоретической и практической части, вывод. С целью единого подхода к оформлению результатов для учащихся приводили таблицу, а также вопросы, помогающие сформулировать вывод.

При выполнении лабораторных работ важно было, чтобы учащиеся:

внимательно прочитали название работы и ее цель; познакомились с теоретической частью работы, а при необходимости обратились к тексту соответствующего параграфа учебника; проверили наличие оборудования для проведения данной работы; изучили этапы выполнения работы и их последовательность; начинали выполнение работы только тогда, когда нет вопросов в теоретической и практической части; при формулировании вывода еще раз прочитали название работы и ее цель. при наличии соответствующего оборудования лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым учащимся или парами.

Применение такой модели лабораторных работ на уроках биологии повысило заинтересованность учащихся при их выполнении, увеличило степень самостоятельности ученического труда, способствовало развитию умений работать с источником знаний, а также специальных и общеучебных умений и навыков. Одновременно, они помогают учителю в работе по систематизации знаний, а также развивают коммуникативные способности учащихся. В качестве примера приведу лабораторную работу.

Экспериментальная работа проводилась в МБОУ Лицей №1 города Аксай в 6 классах в период педагогической практики. При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены УУД на каждом этапе, урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку. В исследовании использовали “Конструктор урока биологии «Сферы»” издательства «Просвещение». Опыт применения данной технологии представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока на деятельностной основе. Конструктор применялся на уроках биологии в 6-8 классах, выбор классов связан с наличием разработанных конструкторов для основной школы издательством.

В эксперименте участвовало 20 обучающихся 6-а класса Разработанный алгоритм деятельности по применению технологии “Конструктор урока биологии” использовали при моделировании уроков биологии. Использовали обязательное обозначение основных разделов урока в конструкторе, в соответствии с планом урока собирали ресурсы для урока, дополняя их своими разработками и комментариями к каждому слайду. Их комбинация зависела от возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Структурирование всех приемов в “Конструкторе”. Позволяло моделировать различные уроки для одной паралелли.

Конспект урока создавали в оболочке конструктора и дополняли его своими материалами и комментариями.

В процессе исследования установлено, что Учащиеся экспериментального класса имеют более устойчивые навыки работы схемами и рисунками, лучше справляются с тестовыми заданиями, выше уровень самостоятельности учащихся в овладении знаниями, лучше развиты навыки работы с дополнительной литературой, выполнения творческих заданий. В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» конструктор уроков, который в дальнейшем будет использован в следующем учебном году при преподавании биологии в 7 классе и в 8 классах нашей школы.

Эксперимент проходил в МБОУ Лицей №1 города Аксай, в эксперименте были задействованы учащиеся 6 класса. Эксперимент осуществлялся в период прохождения педагогической практики. На первом этапе эксперимента мною были опрошены 20 учащихся 6-а класса лицея. Анкетирование включало ответы на ряд вопросов. Так на один из вопросов: "Ваше отношение к уроку биология с использованием конструктора с мультимедийным приложением?" 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к такому уроку биологии и считают его увлекательным. 30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к такому уроку биологии и к предъявляемым требованиям учителя.

Анализируя оценки по четвертям, следует отметить, что ученики значительно повысили свой результат. Анализ данной гистограммы говорит о том, что в конце года у учащихся 6 класса, повысился уровень знаний по биологии. Увеличилось число учеников, имеющих оценки «4» и «5», уменьшилось число учеников имеющих оценку «3».

Выводы:

1.Анализ литературы по проблеме формирования предметных действий учащихся на уроках биологии показал, что система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся.

2. Выявлены средства, методы и организационные формы обучения, реализующие деятельностный подход. Урок обеспечивает полное профессиональное самовыявление учителя и одновременно, становится инструментом профессионального мастерства.

4. Разработаны и апробированы уроки биологии в 6 классе.В процессе эксперимента получили следующие результаты:

·достижение современной организации процесса обучения по биологии с точки зрения оснащения, информационного сопровождения, использования инновационных педагогических технологий; ·повышение уровня мотивации изучения предметов «биология»; (об этом свидетельствуют результаты анкетирования учителей, учащихся и родителей: практически все учащиеся 96% изучающих биологию дали положительный ответ на вопрос, «нравится ли изучать предмет, 93% и 83%, соответственно, изъявили желание продолжать обучение биологии); ·и как следствие повышения интереса к предмету – повышение качества знаний учащихся, динамика среднего показателя качества знаний учащихся экспериментального класса в целом носит позитивный характер;

Учащиеся 6-а класса имеют более устойчивые навыки работы схемами и рисунками, лучше справляются с тестовыми заданиями, выше уровень самостоятельности учащихся в овладении знаниями, лучше развиты навыки работы с дополнительной литературой, выполнения творческих заданий.

В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» конструктор уроков, который в дальнейшем будет использован в следующем учебном году при преподавании биологии в 7 классе и в 8 классах.

Категория: Биология
02.02.2016 18:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!