© 2024 96
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение современного программного обеспечения и средств телекоммуникаций в образовании способствует повышению качества учебных материалов и усилению эффективности обучения.
Интеграция современных информационных технологий в педагогический процесс предоставляет возможность организации одновременного обучения учащихся с разным уровнем способностей, возможностей и мотивации к обучению. Компьютерные технологии открывают широкие перспективы для развития принципиально нового подхода к обучению, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям каждого ученика. В современных условиях от педагога требуется не только знание информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и умение применять их в своей профессиональной деятельности.
Уроки естествознания с использованием ИКТ представляют собой качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику применения ИКТ с методикой преподавания учебного материала. При этом внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение должно осуществляться дифференцированно, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся класса, целей обучения и аспектов охраны здоровья.
Наиболее доступным средством в обучении является технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе PowerPoint. Опытный педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. При этом презентация может служить своеобразным планом урока, его логической структурой и может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание.
Методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала по естествознанию в форме презентаций, практика обучения, анализ результатов показывают, что это способствует:
- информационной поддержки;
- наглядного представления учебного материала;
- экономии времени и материальных средств;
- эффективного усвоения теоретических основ естествознания и применения через активизацию познавательной деятельности учащихся;
- повышения интереса к предмету;
- развития приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развития умений осуществлять обработку информации; в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;
- эстетического воспитания за счёт использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.
Для того, чтобы методы и приёмы обучения с использованием презентации обеспечивали реализацию выше перечисленного, учителю необходимо включить в презентацию технологическую структуру урока и обеспечить интерактивную работу с её содержанием.
|
Рассмотрим некоторые варианты мультимедийных учебных презентаций в зависимости от целей их применения и возможности их использования в структуре уроков естествознания разных типов.
1. Сопровождение организации учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока любого типа. Презентация - видеоряд - это система слайдов, демонстрирующих уже сформированные наборы информационных объектов в заданной последовательности. Она содержит информацию, которая ранее записывалась учителем на доске, предлагалась в виде карточек-заданий, демонстрировалась на таблицах и прочее, т.е. её содержание видео сопровождения в рамках учебного процесса играет важную роль в обеспечении наглядности и активизации познавательной деятельности учащихся. Презентации, являясь одним из инструментов реализации этого подхода, могут быть использованы для организации как частично-поисковых, так и исследовательских работ с использованием различных информационных объектов.
2. Подготовка учащихся: этот этап включает в себя подготовку учащихся к активному и осознанному восприятию новой информации, а также актуализацию ранее изученного материала. В рамках этого этапа происходит первичное закрепление полученных знаний.
3. Усвоение новых знаний: для эффективного усвоения новых знаний рекомендуется использовать презентации как визуальный ресурс. Презентация позволяет учителю излагать материал в увлекательной и динамичной форме, сокращая время, затрачиваемое на объяснение сложных концепций. В презентацию можно включить информацию, требующую значительного времени для объяснения традиционным способом, а графики и анимация позволят продемонстрировать ее кратко и эффективно. При этом учебная информация может быть представлена как целиком, так и частично, начиная с введения. Остальные элементы будут появляться по мере необходимости в процессе объяснения материала учителем. Применение презентаций в образовательном процессе предоставляет учащимся возможность приобретения знаний, дополняющих информацию, получаемую от учителя, а также иллюстрирует её.
4. Проверка знаний: кроме того, использование презентаций на этапах всесторонней проверки знаний, проверки домашнего задания, повторения, обобщения и подготовки к контрольным работам способствует увеличению темпа урока, расширению разнообразия и объёма выполненных заданий, а также организации проверки их правильности.
5. Контрольные работы: презентации могут быть эффективно использованы при проведении контрольных и проверочных работ, например, в формате диктанта по картинкам. В этом случае учащимся последовательно демонстрируются фотографии или рисунки биологических объектов, к каждому из которых предлагается вопрос, ответ на который необходимо найти на изображении. Такой формат диктанта позволяет проверить умение учащихся распознавать объекты и их элементы на рисунках, а также подготовить их к выполнению аналогичных заданий в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Презентации могут быть использованы на различных этапах урока:
* Подготовительный этап: актуализация опорных знаний и подготовка учащихся к усвоению нового материала.
* Этап усвоения нового материала: презентация выступает в роли визуального ресурса, позволяющего учителю излагать материал в увлекательной и доступной форме.
*С помощью графики и анимации можно эффективно представить сложные концепции, сэкономив учебное время.
Таким образом использование интерактивной доски на уроках естествознания с целью формирования познавательной активности обучающихся позволяет:
1) Привлечь внимание учеников к процессу обучения на разных этапах урока. 5 Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей и помогает учителю «оживить» урок.
2)Поэтапно воспроизводить различные процессы и акцентировать внимание на ключевых моментах. Это способствует более качественному усвоению знаний.
3)Давать интерактивные задания. В процессе работы с доской в классе идёт обсуждение того, что они видят. Отвечающий комментирует свои действия у доски, что формирует логические операции и коммуникативные УУД.
4)Использовать анимационные модели различных процессов и явлений. Они формируют у школьников целостную картину органического мира. Интерактивные модели дают возможность самостоятельно проектировать, конструировать процесс, находить, анализировать и исправлять ошибки. Например, на уроках окружающего мира с использованием интерактивной доски можно выполнять задания на классификацию объектов, структурирование и обобщение информации.
Список использованных источников:
1 ispoizovanie_ik-tehnologiy_na_urokah_estestvoznaniya_kak_faktor_povysheniya_kachestva_obrazovaniya [электронный ресурс]—Режим доступа—URL:
2 Интерактивная доска как средство обучения на уроках биологии [электронный ресурс]—Режим доступа—URL:
-80%
© 2024 96