СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательской деятельностью могут заниматься не все. А проектно-исследовательская деятельность под силу всем ученикам. Поделюсь опытом внедрения проектно-исследовательской деятельности при изучении химии. Приведу конкретный пример нашего учебного исследовательского проекта.
После изучения темы «Кислоты» я предложила ребятам принять участие в разработке исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?».
Основополагающим вопросом проекта стал вопрос «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?».
Образовательные цели: ознакомить с вопросами учебной программы: что такое кислоты? Классификация кислот. История открытия важнейших представителей данного класса веществ. Применение и использование кислот. Влияние кислот на организм человека.
Развивающие цели: привить навыки к исследовательской деятельности, перевести учащихся в режим самообразования, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы.
Задачи: создать проблемную ситуацию; установить связи между объектами – процессами; решить проблему путем анализа и обобщения, полученных ранее знаний и умений; провести поиск недостающей информации для решения проблемы; создать условия для самостоятельной работы, получить практические навыки использования информационных технологий по созданию исследовательского проекта по химии.
Над проектом работал весь класс. Знакомство с теорией проходило в библиотеках, в сети Интернет. Родители активно помогали моим ученикам.
Сначала данную тему проекта мы с ребятами выполняли, готовя доклады, сообщения, таблицы, кроссворды, газеты. Потом, когда проект был выполнен таким образом, я предложила ребятам попробовать разработать эту же тему, но с применением компьютерных технологий. Наша школа – школа с углубленным изучением информатики, в ней создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, библиотеки. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения..Были организованы 6 различных групп.
1-я группа ребят разрабатывала вопрос: «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?» Учащиеся проанализировали состав кислот и построили в ряд «кислотности» продукты питания, выяснили все ли кислоты жидкие вещества и всем ли можно употреблять продукты питания с большим содержанием кислот.
2-я группа ребят исследовала вопрос: «Какие вещества называются индикаторами? История их открытия. Как, используя индикаторы, сделанные из природного сырья в домашних условиях, можно определить кислую среду?».
3-я группа – готовила информацию «Полезные советы с использованием различных кислот». После подбора нужной информации ребята решили выпустить газету «Химчистка на дому».
4-я группа – изучая многообразие кислот, состав кислот, классифицировала их. Итог работы – таблица классификации кислот, выполненная с применением ИКТ.
5-я группа – разрабатывала правила по технике безопасности при работе с кислотами, проводя эксперименты под руководством учителя.
6-я группа – готовила публикацию, где были представлены исследования о вредности жевательной резинки на детский организм. Ребята сделали вывод после анализа этой проблемы: жевательная резинка не так безопасна, как это кажется!
Хочу отметить, что в классе всегда есть несколько учеников, принципиально неспособных к такой форме работы, как проектирование. Я в таких случаях не настаиваю. Ребята, которые не участвует в проектировании, являются моими помощниками; вместе мы готовим оборудование и реактивы для проведения экспериментов, убираем и моем химическую посуду. Место и дело находится каждому.
При выполнении проектно-исследовательской работы происходит не только интеграция внутрипредметных, но межпредметных связей, поскольку на разных этапах изучения материала рассматриваются физические свойства веществ, изучая роль кислот в живой природе: в жизни растений, насекомых, человека обучающиеся обращаются к знаниям, полученным при изучении биологии, физики. Да, немало времени ушло на разработку исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?», но результатом работы остались довольны все. При проведении недели естественных наук, ДАНЮИ был представлен данный исследовательский проект.
Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
© 2019, Мальцев Евгений Николаевич 157