СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование как метод познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный опыт «Исследование как метод познания.»

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, изучив задачи обучения, воспитания в современной школе, пришла к выводу, что научное исследование востребовано обществом, временем, социальными условиями и актуально.

Исследовательская деятельность стала одной из важных компонентов и в моей инновационной педагогической практике.

Не секрет, исследовательские навыки нужны сегодня всем: и учителям для организации своих уроков на основе новых госстандартов, и ученикам для творческой деятельности. Начала с простого. Изучила опыт работы коллег по данному направлению, методическую литературу, исследовательские работы.

С удовольствием поделюсь опытом работы. Третий год работаю над проблемой «Исследование как метод познания»

Перед собой поставила цель :

-умение организовать научно-исследовательскую работу профессионально

С обучающимися ставим цели:

-создание условий для реализации потенциала обучающихся;

- привитие навыков исследовательской работы;

Отсюда вытекает задача:

- добиться успешного участия обучающихся в исследовательских конкурсах на республиканском уровне.

Современное обучение включает такой компонент, как овладение способами поисковой деятельности. Поэтому для написания исследовательской работы главным является выбор темы. Она должна быть актуальной, т.е. полезной и научной. Обычно ученик сам избирает тему исследования, разрабатывает её, конечно, не без моей помощи. Удачными являются узкие темы, они прорабатываются глубже.

При этом задаю не только ученикам, но и себе такой вопрос: Почему необходимо исследовать эту тему? Ответ является обоснованием актуальности. Отмечаю, что и выдвинутая цель должна быть конкретной, доступной. Цель должна отвечать на вопрос: какой результат исследования намерен получить ученик.

Обязательно указываются конкретные задачи. Это:

Изучить

Описать

Выяснить

Необходимым атрибутом любого исследования является выдвижение гипотезы,

выбор методики работы,

определение объекта и предмета исследования.

Результат исследования лучше представлять в форме таблиц, диаграмм, тезисов. Выводы должны обладать научностью. В заключении указываем литературу.

А на уроках литературы и русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом, так и занимать весь урок, превращая его в урок- исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков. При таком подходе обучающиеся учатся не только доказывать свою точку зрения, но у них развиваются навыки исследовательской работы, коммуникативной культуры. Но, самое главное, происходит творческая самореализация. «Растёт» и учитель, и ученик.

Ведь на уроках исследования меняется сама структура урока. Это не заученный традиционный урок, а требуется

постановка проблемы

решение проблемы

рефлексия

Обучение навыкам исследовательской работы начинаю с 5 класса, для чего создаю творческую группу из числа одарённых обучающихся. Работаем обычно, по 3 направлениям: краеведение, литература, русский язык.

С этой целью использую различные виды учебной деятельности: работу с творческими проектами, сравнительно- сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент.

В первый год работы итогами были рефераты, альбомы, а в последние годы с исследовательскими работами мой обучающиеся выступают на районном, республиканском уровнях.

Учащихся интересуют работы, предполагающие интеграцию литературы и Культуры Башкортостана. Так реализуется метапредметный подход. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику определить путь исследования. Обычно одарённые дети испытывают потребность в креативных, творческих заданиях.

При анализе готовых работ обычно определяются 3 уровня овладения учащимися исследовательской деятельностью: базовый, продуктивный, творческий. В основном, многие ученики на базовом уровне. Те, кто соответствует продуктивному уровню, достигли успехов на республиканской конференции.

С 2009 года ученик 9 класса Хупутдинов Ильгиз показал хорошие результаты и рейтинг исследовательских работ отмечен Дипломами 3 степени в « Совёнке-2012, 2013».

Удачно выступили в «Совёнке-2012, 2013» с исследовательскими работами и по русскому языку. Ученица10 класса Нурисламова Нурия выступила и получила Диплом 3 степени, Давлятова Гульназ- Диплом 3 степени. Довольно-таки успешно выступила ученица 6 класса Акрамова Зиля

Работы опубликованы в брошюрах «Совёнок-2012, 2013»

Рейтинг участия в научно- практических конференциях.

Учебный год

Название конференции

Уровень

Ф.И. ученика

Рейтинг

2010 - 2011

Развиваемся исследуя

школьный

Давлятова Гулназ

Диплом II степени

2010 - 2011

Развиваемся исследуя

школьный

Назмутдинова Лиана

Диплом 1 степени

20010 - 2011

Развиваемся исследуя

школьный

Хупутдинов Ильгиз

Лауреат

2011 - 2012

Исследование как метод познания

всероссийский

Нурисламова Нурия

Диплом III сте-

Пени

2011 - 2012

Всероссийский заочный конкурс «И Исследование как метод познания

всероссийский

Хупутдинов Ильгиз

Диплом III сте-

Пени

2012 - 2013

Исследование как метод познания

всероссийский

Давлятова Гульназ

участник

2012 - 2013

Исследование как метод познания

республиканский

Акрамова Зиля

участник

2013 - 2014

Исследование как метод познания

республиканский

Давлятова Гульназ

участник

2014 - 2015

Исследование как метод познания

республиканский

Хупутдинов Ильгиз

Диплом III сте-

Пени

Динамика « картины» значимых результатов налицо.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, правильному выбору профессии, формирует оценочную позицию ученика.

Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках и во внеурочное время способствует воспитанию активности, творческой самореализации.

Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы моя деятельность отвечала не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

Моё руководство исследовательской деятельностью учащихся- сложная, педагогически продуманная система творческого общения.

Намерена участвовать в республиканском Интернет-педсовете «Одарённые дети и талантливая молодёжь: выявление, развитие, сопровождение».

13.10.2015 09:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!