СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профессиональный опыт «Исследование как метод познания.»
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, изучив задачи обучения, воспитания в современной школе, пришла к выводу, что научное исследование востребовано обществом, временем, социальными условиями и актуально.
Исследовательская деятельность стала одной из важных компонентов и в моей инновационной педагогической практике.
Не секрет, исследовательские навыки нужны сегодня всем: и учителям для организации своих уроков на основе новых госстандартов, и ученикам для творческой деятельности. Начала с простого. Изучила опыт работы коллег по данному направлению, методическую литературу, исследовательские работы.
С удовольствием поделюсь опытом работы. Третий год работаю над проблемой «Исследование как метод познания»
Перед собой поставила цель :
-умение организовать научно-исследовательскую работу профессионально
С обучающимися ставим цели:
-создание условий для реализации потенциала обучающихся;
- привитие навыков исследовательской работы;
Отсюда вытекает задача:
- добиться успешного участия обучающихся в исследовательских конкурсах на республиканском уровне.
Современное обучение включает такой компонент, как овладение способами поисковой деятельности. Поэтому для написания исследовательской работы главным является выбор темы. Она должна быть актуальной, т.е. полезной и научной. Обычно ученик сам избирает тему исследования, разрабатывает её, конечно, не без моей помощи. Удачными являются узкие темы, они прорабатываются глубже.
При этом задаю не только ученикам, но и себе такой вопрос: Почему необходимо исследовать эту тему? Ответ является обоснованием актуальности. Отмечаю, что и выдвинутая цель должна быть конкретной, доступной. Цель должна отвечать на вопрос: какой результат исследования намерен получить ученик.
Обязательно указываются конкретные задачи. Это:
Изучить
Описать
Выяснить
Необходимым атрибутом любого исследования является выдвижение гипотезы,
выбор методики работы,
определение объекта и предмета исследования.
Результат исследования лучше представлять в форме таблиц, диаграмм, тезисов. Выводы должны обладать научностью. В заключении указываем литературу.
А на уроках литературы и русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом, так и занимать весь урок, превращая его в урок- исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков. При таком подходе обучающиеся учатся не только доказывать свою точку зрения, но у них развиваются навыки исследовательской работы, коммуникативной культуры. Но, самое главное, происходит творческая самореализация. «Растёт» и учитель, и ученик.
Ведь на уроках исследования меняется сама структура урока. Это не заученный традиционный урок, а требуется
постановка проблемы
решение проблемы
рефлексия
Обучение навыкам исследовательской работы начинаю с 5 класса, для чего создаю творческую группу из числа одарённых обучающихся. Работаем обычно, по 3 направлениям: краеведение, литература, русский язык.
С этой целью использую различные виды учебной деятельности: работу с творческими проектами, сравнительно- сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент.
В первый год работы итогами были рефераты, альбомы, а в последние годы с исследовательскими работами мой обучающиеся выступают на районном, республиканском уровнях.
Учащихся интересуют работы, предполагающие интеграцию литературы и Культуры Башкортостана. Так реализуется метапредметный подход. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику определить путь исследования. Обычно одарённые дети испытывают потребность в креативных, творческих заданиях.
При анализе готовых работ обычно определяются 3 уровня овладения учащимися исследовательской деятельностью: базовый, продуктивный, творческий. В основном, многие ученики на базовом уровне. Те, кто соответствует продуктивному уровню, достигли успехов на республиканской конференции.
С 2009 года ученик 9 класса Хупутдинов Ильгиз показал хорошие результаты и рейтинг исследовательских работ отмечен Дипломами 3 степени в « Совёнке-2012, 2013».
Удачно выступили в «Совёнке-2012, 2013» с исследовательскими работами и по русскому языку. Ученица10 класса Нурисламова Нурия выступила и получила Диплом 3 степени, Давлятова Гульназ- Диплом 3 степени. Довольно-таки успешно выступила ученица 6 класса Акрамова Зиля
Работы опубликованы в брошюрах «Совёнок-2012, 2013»
Рейтинг участия в научно- практических конференциях.
Учебный год |
Название конференции |
Уровень |
Ф.И. ученика |
Рейтинг |
2010 - 2011 |
Развиваемся исследуя |
школьный |
Давлятова Гулназ |
Диплом II степени |
2010 - 2011 |
Развиваемся исследуя |
школьный |
Назмутдинова Лиана |
Диплом 1 степени |
20010 - 2011 |
Развиваемся исследуя |
школьный |
Хупутдинов Ильгиз |
Лауреат |
2011 - 2012 |
Исследование как метод познания |
всероссийский |
Нурисламова Нурия |
Диплом III сте- Пени |
2011 - 2012 |
Всероссийский заочный конкурс «И Исследование как метод познания |
всероссийский |
Хупутдинов Ильгиз |
Диплом III сте- Пени |
2012 - 2013 |
Исследование как метод познания |
всероссийский |
Давлятова Гульназ |
участник |
2012 - 2013 |
Исследование как метод познания |
республиканский |
Акрамова Зиля |
участник |
2013 - 2014 |
Исследование как метод познания |
республиканский |
Давлятова Гульназ |
участник |
2014 - 2015 |
Исследование как метод познания |
республиканский |
Хупутдинов Ильгиз |
Диплом III сте- Пени |
Динамика « картины» значимых результатов налицо.
Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, правильному выбору профессии, формирует оценочную позицию ученика.
Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках и во внеурочное время способствует воспитанию активности, творческой самореализации.
Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы моя деятельность отвечала не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
Моё руководство исследовательской деятельностью учащихся- сложная, педагогически продуманная система творческого общения.
Намерена участвовать в республиканском Интернет-педсовете «Одарённые дети и талантливая молодёжь: выявление, развитие, сопровождение».
© 2015, Акрамова Эльвира Сарбартдиновна 533