СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская деятельность на уроках
окружающего мира
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
Фридрих Адольф Дистервег
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниям, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности.
Исследовательскую работу можно проводить как в урочной, так и внеурочной деятельности. Задача исследовательской работы дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает обучающемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Учебно-исследовательская деятельность не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются:
Основные направления исследовательской работы:
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.
Первый этап – тренировочные занятия.
Задачи данного этапа: научить ребят
Второй этап – самостоятельные исследования
Задачи данного этапа: научить ребят
Третий этап – метод проектов
Задачи данного этапа: научить ребят
Цели проекта
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Проектная деятельность рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности. Работа над проектами должна быть ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность. В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.
Критерием успеха работы над проектом является то, что:
По затратам времени проекты бывают:
Этапы проектной деятельности:
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в совместной деятельности, обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят, наглядно подтверждает их личностный рост, помогает сплочению коллектива.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающимися собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Такие занятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, творческих и коммуникативных способностей, речи ученика, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных проблем. Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Таким образом, исследовательская работа для ученика имеет следующие результаты:
© 2015, Пасечник Валентина Михайловна 1701