СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Туркмены называют себя так же, как называют их все окружающие пароды,— туркмен; живут они главным образом на территории бывшего СССР, где составляют основное население Туркменской ССР.
В русской литературе XVIII в. и первой половины XIX в. туркмены упоминаются под искаженными названиями «трухмяне», «трухмены» или «трухменцы»
Происхождения названия «туркмен» точно не установлено. По толкованию Махмуда Кашгарского (XI в.), этот термин означает «тюркоподобный», «похожий на тюрка».
Впервые название «туркмен» встречается в конце X в. в арабоязычной географической литературе: так называли часть тюркских племен, живших на границе земледельческой полосы Средней Азии или в глубине ее, среди ираноязычного земледельческого населения. По сообщению Марвази — автора начала XII в., туркменами стали называть ту часть огузов, которая приняла ислам. Можно предполагать, что так назывались тюркоязычные племена арало-каспийских степей и отчасти Семиречья в отличие от тюркоязычных племен Центральной Азии.
С XI—-XII вв. термин «туркмен» распространялся все шире и постепенно стал названием народности, сложившейся в западной части Средней Азии. Кроме того, туркменами назывались многие скотоводческие племена огузского происхождения, поселившиеся с XI в. в Малой Азии, Азербайджане и северном Ираке и вошедшие позднее в состав азербайджанской и турецкой народностей.
В науке еще недавно преобладала точка зрения, согласно которой туркмены (огузы) на территории Туркменистана появились лишь в первой половине XI в. в связи с сельджукским движением, до этого здесь они будто бы встречались лишь небольшими группами как временные пришельцы в периоды набегов на Хорезм или Хорасан.
Однако нет никаких оснований полностью отождествлять туркменскую народность с огузами и сводить всю историю ее формирования к приходу огузов из Приаралья в закаспийские степи в период сельджукского движения
Завершение процесса формирования туркменской народности относится, по-видимому, к XIV—XV вв., когда в оазисах современного южного Туркменистана в основном уже произошло слияние осевших степных племен (языров, огузов) с оседлыми северными хорасанцамп и когда в степях и пустынях северного Туркменистана из частей древних огузских и других скотоводческих племен, а также из части хорезмпйцев на основе территориальной общности сложились новые племена, сохранявшие свои названия до недавнего прошлого. В XIV— XV вв. складывался туркменский язык (включавший ряд племенных диалектов и местных говоров). Его основой был огузский язык (пли языки огузских племен), который обогатился множеством слов и даже некоторыми грамматическими формами персидского, таджикского, хорезмийского и других языков коренного земледельческого населения Средней Азии.
На рубеже XV и XVI вв. среднеазиатские туркмены заселяли все восточное побережье Каспийского моря, п-ов Мангышлак, берега огромного Сарыкамышского озера, Каракумы, северо-западные окраины Хорезмского оазиса и оазисы южного Туркменистана, где наряду с туркменами сохранялось еще довольно многочисленное ираноязычное население, главным образом в городах.
Основными источниками, из которых мы узнаем о расселении туркмен в XVI в., служат труды хивинского историка XVII в. Абуль-Гази-хана «Шеджере-и-тюрк» («Родословное древо тюрков») и «Шеджере-и-теракиме» («Родословная туркмен»), хроники хивинских историков XIX в. Муниса и Агехи «Фирдаус-уль-Икбаль» археологические исследования Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в районе Сарыка-мыша и туркменские предания, поныне бытующие в народе
Самыми северными из туркменских племен в XV—XVI вв. были чоу-доры и родственные им абдалы и арабачи, населявшие Мангышлак и северную часть Устюрта. Эта группа туркменских племен и родов носила общее название эсен-хани (хасан эли). Все остальные туркменские племена относились к группе саин-хани
Основным занятием большинства северных туркменских племен было скотоводство. Туркмены разводили курдючных овец, верблюдов и лошадей. В то же время все туркменские племена в какой-то мере занимались и земледелием; наименьшее значение оно имело на Мангышлаке и Больших Балханах, но и здесь немногочисленные мелкие родники использовались для орошения полей. Зато в окрестностях Сарыкамышского озера -туркмены, в первую очередь адаклы-хызыр, создали сложную систему искусственного орошения, позволившую освоить не менее 50 тыс. га земли. Следы туркменского примитивного земледелия обнаружены и в западной части Хорезмского оазиса. Южные туркменские племена имели старинное и развитое земледельческое хозяйство (языры — с XII в.), хотя скотоводство у них также играло большую роль.
Для большинства туркменских племен в XVI в., как и позже, было характерно сочетание орошаемого земледелия с кочевым или отгонным скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при котором часть одних и тех же групп населения (чарва) кочевала вместе со стадами, а другая часть (чомры) жила оседло, занимаясь земледелием. О полукочевом образе жизни туркмен рассказывает Абуль-Гази в «Родословном древе тюрков», подчеркивая, что кочевали только те, кто имел скот, т. е. более богатые
Ремесло у туркмен было развито слабо, городов почти не было; известны лишь укрепленный город Адак, принадлежавший племени адаклы-хызыр, язырская крепость Дурун, да несколько довольно значительных туркменских поселений на островах Каспийского моря.
В целом туркмены XVI в. по степени экономического развития отставали от населения Ирана, Мавераннахра и Хорезма с их высокой земледельческой культурой, большими ремесленно-торговыми городами. Отсталые и разрозненные туркменские племена не смогли создать собственного государства и оказались под тяжелым игом феодальных правителей Среднего Востока — шахов Ирана, султанов и ханов Хорезма и Бухары.
В начале XVI в. государство последних Тимуридов, ослабленное изнутри феодальными междоусобицами, не выдержало натиска вождей кочевых узбеков под предводительством Шейбани-хана (1500—1510). Значительная часть территории нынешнего Туркменистана, входившая ранее в состав империи Тимуридов, оказалась под властью Шейбанидов. В ходе дальнейших завоевательных походов Шейбани-хан столкнулся с другим феодальным завоевателем — шахом Исмаилом (1502—1524) — основателем Сефевидского государства в Иране и Закавказье.
Официальной религией в государстве Сефевидов, как известно, был провозглашен ислам шиитского направления, Сефевидские шахи, опираясь на кочевую знать кизылбашей и часть оседлой феодальной аристократии, широко использовали религию в своих завоевательских целях. «Войны Сефевидов с узбекскими и турецкими феодальными правителями, придерживавшимися суннизма, внешне облекались с обеих сторон в форму религиозной войны»
Сефевидская знать использовала шиитские лозунги борьбы за «истинную веру» не только против феодальных правителей-суннитов, но и в целях закабаления и эксплуатации соседних народов, в том числе туркмен, придерживавшихся суннитского толка, В свою очередь, Шейбаниды, опиравшиеся на поддержку суфийского ордена накшбендия, использовали
В начале XVI в. с падением империи последних Тимуридов вспыхнула ожесточенная борьба между Сефевидами и Шейбанидами, начало которой было положено вторжением кизылбашей в Хорасан.
Бесконечные военные столкновения между Шейбанидами и Сефевидами разоряли местное население особенно бедные слои. Эти войны тяжело отразились
Таким образом. XVI в. на территории Туркменистана развернулась ожесточенная борьба между шахами Ирана и ханами Бухары. Воспользовавшись этой борьбой, ослабившей обе стороны, узбекские ханы Хорезма подчинили себе большую часть туркменских земель. Многие из узбекских ханов опирались не только на узбекскую, но и на туркменскую феодально-племенную знать. Несмотря на это, установление власти хорезмских ханов встретило отчаянное сопротивление туркменских племен
В 20-х годах XVI в. произошло массовое восстание туркмен салырской группировки. Восстание было жестоко подавлено, туркмен обложили огромной контрибуцией, превратившейся потом в постоянный налог.
Туркмены, поселившиеся по берегам Гургена и Атрека, попали под гнет иранских шахов и их наместников. В 1550 г. здесь произошло крупное восстание туркмен под предводительством Аба-сердара.
«Наши скакуны даже резвее ниссийских. – Аба сердар подал знак рукой, и йигиты отряда, с шумом и гиканьем проводив молниеносно промчавшийся табун, двинулись по дороге. – Сейчас у нас аргуны в пятистах хозяйствах. Когда надо, считай, они под седлом у пятисот вооруженных аламанов, быстрых, как ветер, недосягаемых для врага. Фарсы раскусили наш секрет, но у них ничего не получается. Наездники они никудышные, зато лиходеи искусные, норовят нас приручить, а не лошадей. Но их штучки не проходят»
Туркмены, получившие помощь от Али-султана, хана Хорезма, разбили несколько иранских армий, но позднее в результате предательской, капитулянтской политики туркменской знати в этом районе была восстановлена власть Ирана.
В середине XVII в. на побережье среднего течения Аму-Дарьи осели эрсари, на юг переселились сарыки и частично теке и йомуты. В XVII в. продолжались войны между иранскими шахами, бухарскими и хивинскими ханами за обладание оазисами южного Туркменистана; кроме того, территория Туркменистана подвергалась опустошительным набегам калмыков.
Начиная с 20-х годов XVIII в. туркменские земли стали объектом нападений со стороны Надира, крупного хорасанского феодала, с 1736 г. ставшего шахом Ирана. Спасаясь от грабежа и истребления, часть туркмен (йомутов, теке, эрсарп и сарыков) на время вернулась в Хорезм, а после 1740 г., когда Надир-шах завоевали Хивинское ханство, туркмены ушли на Мангышлак и Большие Балханы. Большая часть туркменских племен вынуждена была формально подчиниться завоевателю, но фактически восстания туркмен против кровавой власти Надир-шаха не прекращались ни на один год, вплоть до его гибели в 1747 г. и распада его империи.
После смерти Надир-шаха туркменские племена, временно ушедшие на север, вновь устремились в южный Туркменистан. Теке окончательно заселили Ахал, вытеснив оттуда алили (ушедших в Атек), емрели и кара-дашлы (ушедших в Хорезм), салыры заняли Мервский оазис, йомуты подразделения чони-шереф заселили побережье Атрека и Гургена. В то же время в Хорезме йомуты подразделения байрам-шали вновь вступили в ожесточенную борьбу с узбекскими феодалами и даже на время захватили весь оазис, но узбекская знать сумела спровоцировать столкновение между йомутами, теке и салырами и вернула себе власть в Хивинском ханстве. Йомуты, а также пришедшие в Хорезм карадашлы и емрели были поселены на западных окраинах оазиса, несколько севернее их разместилась часть чоудоров, вытесненных казахскими феодалами с северного Устюрта и Мангышлака; другая часть их подчинилась казахским султанам. Мерв был в конце XVIII в. захвачен войсками бухарского эмира Шах-Мурада.
С целью наживы туркменская знать организовывала грабительские набеги (аламан) на соседние страны. Главными участниками этих набегов были рядовые туркмены. При организации аламанов знать использовала ненависть народа к иноземным властителям; участникам аламанов она внушала надежду на улучшение экономического положения в результате удачно проведенного набега.
Постоянные войны и набеги, столетиями терзавшие туркменский народ, приводили к разрушению производительных сил страны и препятствовали экономическому, общественному и культурному развитию туркменских племен, закрепляли их крайнюю отсталость, обрекали на нищету и страдания.
Русско-туркменские связи, прежде всего торговые, начали развиваться со второй половины XVI в., после выхода Русского государства на берега Каспийского моря. Важнейшими центрами русско-туркменской торговли стали Астрахань и пристани на п-ове Мангышлак. Туркмены охраняли русские торговые караваны, шедшие в глубь Средней Азии через Мангышлак и Устюрт. Непрерывно развивалась русско-туркменская торговля на берегах Каспийского моря; туркмены покупали хлеб, деревянную посуду, чугунные котлы, продавали рыбу, овчины, шерсть.
В 1715— 1717. гг. в Хивинское ханство была направлена русская экспедиция под руководством Бековича-Черкасского, а на восточном берегу Каспийского моря были построены три русские крепости. Однако при попытке проникнуть в глубь Средней Азии отряд Бековича был истреблен хивинцами. При преемниках Петра активность России ослабела, хотя прикаспийские туркмены и позднее не раз обращались к русскому правительству с просьбой принять их в русское подданство.
В конце XVIII и первой половине XIX в. восточный берег Каспийского моря посетил ряд русских экспедиций — Войновича, Муравьева, Карелина и др. Сюда проникали русские рыбопромышленники; русские товары все шире распространялись в Туркменистане, вплоть до Мерва. К середине XIX в. около 115 тыс. прикаспийских туркмен добровольно приняло русское подданство. На Мангышлаке было построено русское укрепление — форт Александровский. Приатрекские йомуты участвовали в русско-иранских войнах 1804—1813 и 1826—1828 гг. на стороне России. Наиболее видную роль в укреплении политических связей прикаспийских туркмен с Россией в первой половине XIX в. играл иомутский предводитель Киат-хан О принятии хорезмских йомутов в русское подданство в 50-х годах XIX в. просил также руководитель восстания туркмен против Хивы Ата-Мурад-хан. Идея добровольного присоединения к России, наиболее сильному государству, способному прекратить феодальные войны, обеспечить мир в туркменских землях и наладить снабжение Туркменистана хлебом и промышленными товарами, приобретала все большее распространение среди туркмен.
Это было уже время усиления колониальной экспансии царизма в Средней Азии. В 1869 г. отряд русских войск высадился на восточном берегу Каспийского моря и основал г. Красноводск. В 1874 г. из присоединенных туркменских земель был образован Закаспийский отдел, подчиненный Кавказскому наместничеству. В тот же период России подчинились Бухара (1868 г.) и Хива (1873 г.) вместе с туркменскими племенами, жившими на их территории
Прикаспийские туркмены (йомуты, гоклены и др.) встретили русские войска дружелюбно и оказывали им всяческое содействие. Но вскоре грубые и насильственные действия царских колонизаторов стали оскорблять и раздражать местное население. При попытке проникнуть в глубь Туркменистана русские войска встретили упорное сопротивление текинцев Ахала. В 1879 г. русский отряд, пытавшийся взять штурмом крепость Геок-Тепе, был разбит и отступил с большими потерями. В 1880 г. царское правительство направило в Ахал значительные силы русских войск во главе с генералом Скобелевым. 12 января 1881 г. крепость Геок-Тепе была взята штурмом, и Ахал был присоединен к России.
© 2016, Анищенко Артем Юрьевич 2063